Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принципы обучения иностранному языку в начальной школе
и их реализация на базе УМК «Английский в фокусе»

Ананченко Наталья Владимировна
 
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью. 
М. Монтель
В статье рассмотрим  психологические особенности ученика начальной школы, специфику предмета - иностранный язык, принципы обучения иностранному языку и  проанализируем  УМК «Английский в фокусе» с позиции реализации развивающего подхода и учета психологических особенностей учащихся начальной школы.
Самыми актуальными вопросами обучения иностранному языку на начальном этапе перед учителем являются следующие:
1) с чего и как начать обучение;
2) каким образом построить равноправный диалог с учащимися начальной школы;
3) психологические возрастные особенности, которые необходимо учитывать при планировании урока;
4) как повысить мотивацию, поддерживать ее и не сформировать чувство страха перед неродным языком;
5) как на начальном этапе обучения формировать и развивать ключевые компетенции учащихся.
Но, несмотря на волнующие вопросы, именно в начальной школе создаются прекрасные условия для овладения языком, где можно создать естественную коммуникативную среду, ситуацию успеха для творческой активности личности и развить любовь к предмету. В  стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том,  что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение целей. Ими являются, безусловно, развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учеников, а также их обще-учебных умений. Следовательно,  мы должны организовать урок таким образом, чтобы учитывать индивидуально-психологические особенности детей. Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям и  информация усваивается  гораздо легче, вот почему  этот возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка. Именно в этот период у детей появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, их увлекают загадки языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Необходимо также отметить, что для ребенка родной язык является жизненно необходимым инструментом - единствен­ным средством общения, поэтому здесь нет проблемы мотивации усвоения языка. Ребенок «изучает» родной язык не для того, чтобы выучить определенное количество слов, прочитать текст, а для того, чтобы удовлетворить свои жизненно важные потребности.
Иную картину можно наблюдать в процессе обучения иностранному языку. Здесь проблема мотивации учащихся является одной из центральных, равно как и проблема осознания, учащимися языковых средств. Поэтому именно в раннем возрасте предоставляются уникальные возможности в изучении языка. Ученики начальной школы, осваиваю­щие иностранный язык, уже располагают определенными представлениями об окружающем их мире. Для них процесс усвоения языка будет эффек­тивным в том случае, если в их сознании установятся прочные связи между новыми словами и  эквивалентами в родном языке, что  подтверждает необходимость максимально опираться в учебном процессе на речевой опыт учеников в родном языке.
В основе обучения любого предмета в школе лежат дидактические принципы, впервые сформулированные великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика». Это научность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивидуальный подход к учащемуся в условиях коллективной работы с классом. Следует отметить, что выделяют обще-методические принципы (универсальные, которые относятся ко всем предметам) и специфические принципы (характерны для обучения конкретному предмету).

Рассмотрим несколько специфических принципов на базе УМК «Английский в фокусе». Полноценный состав курса «Английский в фокусе 2-4» является его важной характеристикой.
УМК состоит из:
  1. Учебника;
  2. Рабочей тетради;
  3. Книга для учителя. В книге для учителя содержатся подробные поурочные планы, ключи к упражнениям учебника, ключи и рекомендации по работе с компонентами УМК, рекомендации по оцениванию контрольных работ, рекомендации по постановке сказки, тематическое планирование, банк ресурсов (материалы для оценки знаний, умений и навыков учащихся, Portfolio & Craftwork Sheets). Книга для учителя содержит дополнительные упражнения и игры, позволяющие осуществлять дифференцированный подход, а также тексты упражнений для аудирования.
  4. Языкового портфеля;
  5. Сборника контрольных заданий;
  6. Сборник упражнений;
  7. Книга для родителей;
  8. Буклет с раздаточным материалом и плакаты;
  9. CD для занятий в классе;
  10. CD для самостоятельных занятий дома;
  11. DVD диска к урокам;
  12. Электронное приложение к учебнику Программа-словарь ABBY Lingvo;
  13. Вебсайта курса (www.spotlightonrussia.ru - это обеспечивает последовательное решение обновленных задач современного школьного языкового образования).
  14. Методическая помощь авторов (www.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Модульный подход в серии УМК «Английский  в фокусе» позволяет осуществить всестороннее развитие учащихся. Для их обучения предлагается участвовать в разнообразных видах деятельности: ролевая игра, изготовление поделок, разучивание рифмовок с движениями, драматизация диалогов и сказки, интервьюирование одноклассников, создание проектов и их презентация.  Вся работа направлена на развитие личностных качеств учащегося.
Принципы доступности и посильности:
УМК «Английский в фокусе» дает значительную возможность овладеть языком самостоятельно, в случае если ученик пропустил урок. В структуру пособий входит аудио и видео приложение к каждому уроку (новая лексика, мультипликационные диалоги, грамматические упражнения, песни и сказка - мультфильм The Town Mouse and the Country Mouse). Так же прилагается книга для родителей с ответами к рабочей тетради и грамматическими пояснениями.
Принципы коммуникативной направленности:
Ситуации для общения представлены так же заданиями  Chit-Chat (составление диалога с опорой на картинку и модель). Кроме того, учащиеся  могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета: умеют поприветствовать и ответить на приветствие, обратиться с поздравлением и ответить на поздравление, поблагодарить, извиниться; умеют вести диалог-расспрос; умеют задавать вопросы: кто? что? где? куда? как? почему?
Лексический минимум учебника составляет примерно 500 лексических единиц. Основная лексика представлена на дидактических карточках и плакатах, что облегчает ее запоминание. В учебнике также представлены простейшие устойчивые словосочетания (be late, ride a bike, go to bed, go home, have funhave breakfast, lunch, supper), оценочная лексика (Well done. Fine. Yummy. Yuk. Its fun) и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран (Nice to see you. Welcome back. See you later. Happy Birthday! Here you are. Let me see. Excuse me, wheres …?). В текстах учебника содержится лексика, которая предназначена для рецептивного усвоения (в текстах страноведческого характера и в текстах по межпредметным связям). Некоторая избыточность лексики позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении школьников с учетом их способностей и возможностей.
Принципы активности:
УМК «Spotlight» включает в себя полноценный состав курса, который насыщен разнообразными и интересными материалами, играми, упражнениями, проектами, обучающими компьютерными программами. Все вышеперечисленное служит для привития интереса к изучению английского языка и отсутствия надобности по выполнению каких-либо заданий сверх программы.
Принципы наглядности:
В учебнике используются традиционные и зарубежные подходы в обучении чтению (глобальное чтение - whole-word reading). УМК «Spotlight» использует обучение чтению методом целых слов «от буквы к звуку», при котором минимальной единицей обучения чтению является слово. Такой подход рассчитан на тесную взаимосвязь чтения с аудированием и хорошую память учащихся. Так же обучение проходит с использованием наглядного пособия (раздаточный материал в виде плакатов, картинок). Дети вынуждены быть на уроке внимательными и дома дополнительно прослушивать аудиодиски. Но не все дети способны справится с этим самостоятельно. А внимание и память учащихся сильно отличается. Начиная с первого модуля вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний и некоторые транскрипционные значки. К концу обучения учащиеся могут находить слово в словаре и озвучивать его, прочитать и понять небольшой текст.
Для того чтобы чтение проходило успешно, упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же единиц, их использование в диалоге (Chit-Chat), затем - чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать их в связном тексте. Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; интонационный рисунок. Этому способствует тот факт, что практически все тексты записаны на диски и начитаны носителями языка.
Принципы прочности:
Во втором классе учащиеся знакомятся с английским алфавитом не традиционным способом от буквы к звуку, а от звука к букве. Каждому звуку соответствует картинка, в которой встречается данный звук, и звуковое сопровождение, что облегчает запоминание звука и буквы. Кроме того, учащиеся постепенно знакомятся с некоторыми правилами чтения букв, и это значительно облегчает процесс чтения слов и предложений.
Учебник последовательно обучает письму как виду речевой деятельности. Учащиеся выполняют различные письменные задания: от списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля.
Авторы предложили содержательную базу для тренировки написания наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь: упражнения даны в учебнике, рабочей тетради и языковом портфеле.
Грамматическая сторона речи во втором классе представлена в виде структур. Материал учебника организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические единицы в диалогах, сказке, песнях и дополнительных модулях учебника (Spotlight on the UK/on Russia). Так же есть возможность закрепить полученные знания, выполняя дополнительные упражнения в Учебнике, Рабочей тетради, Сборнике упражнений, а так же просматривая видеоматериалы.
Темы, изучаемые в начальной школе, еще невелики, поэтому их повторение происходит из года в год, но меняется их наполняемость: наращивание лексического и грамматического материала. На основе текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе, друге, о семье, режиме дня, о доме; описывают людей и животных, персонажей мультфильмов и сказок с опорой на картинку. Дети с большим удовольствием и интересом следят за жизнью героев, представленных в УМК.
Принципы индивидуального подхода:
УМК «Английский в фокусе» построен таким образом, что дает возможность индивидуального подхода к каждому ученику по его способностям и восприятию учебного материала по типу мышления, так как содержит разные по уровню задания. Красочность иллюстраций, большое количество аудирования и видеоматериалов, текстов и ролевых упражнений способствуют повышению обучаемости за счет пробуждения интереса учащегося к получению знаний.

Исходя из анализа материала УМК «Английский в фокусе» реализация принципов обучения иностранному языку дает возможность организовывать уроки так, чтобы они носили деятельностный развивающий характер. Во время урока, при взаимодействии учителя с учащимися выстраиваются отношения сотрудничества и равноправного партнерства. В ходе обучения по программе данной УМК появляется высокая познавательная активность детей, мотивация и способность осуществлять коммуникацию на английском языке.

Литература
1. Быкова Н.И., Дули Дж., Эванс В., Поспелова М.Д. Английский в фокусе. Книга для учителя. 2,3,4 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
2. Быкова Н.И., М. Д. Поспелова М. Д. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2,3,4 классы. – М.: Просвещение, 2010.
3. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 2010.
4. О.А. Иванова  «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21) 2008.
5. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»