Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности раннего обучения иностранному языку

Медникова Анастасия Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 252 Санкт-Петербурга 
В современном мире вопрос раннего обучения является очень актуальным. Сегодня многие родители стремятся, чтобы их дети еще в дошкольный период овладели, как минимум, одним иностранным языком. Многочисленные примеры освоения языков в раннем детстве позволили выделить закономерность: чем раньше старт, тем продуктивнее он влияет на общее и языковое развитие ребенка. Методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки начала зарождаться в  XIX веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. В те времена можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.
 В рамках домашнего воспитания и отчасти в системе дополнительного образования большую популярность в 2000-х гг. в нашей стране приобрело обучение детей иностранному языку параллельно с русским с рождения или с 1-3 лет. Специфика изучения языков в этом возрасте объясняется его уникальностью, заключающейся в становлении функций мозга, ускоренных темпах развития, повышенной степени ориентировочных реакций на окружающую среду, зависимости познавательных способностей детей от их эмоциональной сферы. В первые 3 года жизни формируются предпосылки всего дальнейшего развития личности, в том числе и лингвистического.
Каждый ребёнок с рождения обладает способностью к естественному освоению языка. Дети применяют врожденные приемы овладения родным языком, которые работают и при освоении иностранного. Естественно овладеть разговорной речью, а потом учится читать и писать. Обучение происходит в игровой форме через общение и совместную деятельность со взрослым. Сначала ребёнок улавливает суть действия, а затем извлекает её смысл через слова, произнесённые взрослым.
Когда ребенок становится старше, ему уже потребуется больше времени на овладение иностранным языком. Школьные программы обучения, в свою очередь, перегружены проверками, что приводит к стрессу для ребенка, формируется негативное отношение к иностранному языку как к предмету.
Дети, изучившие один иностранный язык в младшем возрасте, применяют те же врожденные приемы овладения языком на протяжении всей жизни, т.е. 2,3 иностранный язык изучается легче.
После окончания школы далеко не все выпускники могут использовать иностранный язык в разговорной речи для межкультурной коммуникации. Это связано с тем, что в школе обучение английскому языку традиционно и долгое время было построено на изучении грамматики и заучивании текстов наизусть. Английский - как предмет изучения, а не средство общения. А.П. Синельников писал о том, что тема, выученная заранее и воспроизводимая по памяти, способна наоборот сдерживать развитие и становления речи на иностранном языке. Формирование самостоятельного высказывания требует от ученика больше умственной сосредоточенности, чем механическое заучивание. Также Синельников сравнивает мозг человека компьютером и говорит: «Канал, базирующийся на слуховом анализаторе, позволяет вести обработку поступающей информации со значительно большей скоростью.»   У маленьких детей, которые "приобретают" иностранный язык, а не изучают его как дети более старшего возраста и взрослые, лучше произношение, а также чувство языка и культуры. В возрасте 8-9 лет способность к естественному овладению языком постепенно снижается.
Очень важно понимать, что в процессе освоения иностранного языка, ребенок проходит через определенные периоды:
1. Период молчания
Как и при освоении родного языка дети сначала смотрят и слушают, а также могут общаться по средствам мимики и жестов, прежде чем начнут говорить.
2. Ребёнок начинает говорить
Сначала простые слова или короткие фразы. На протяжении этого этапа ребенок пополняет запас слов и выражений для коротких диалогов, пока не научится строить собственные фразы.
3. Составляет фразы и предложения на английском языке
Ребёнок добавляет к новому запомнившемуся слову знакомые слова из своего словарного запаса и приспосабливает под себя запомнившуюся языковую конструкцию. т.о. постепенно учится строить целые предложения.
Специалисты в области преподавания английского языка отмечают, что не нужно говорить детям об их ошибках, любое замечание демотивирует. Ошибки - естественная часть освоения грамматических правил английского языка. Как и при овладении родным языком, дети сами со временем исправляют ошибки, если слышат от взрослых как правильно звучит слово или фраза. 
Опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере доказывает, что изучение иностранного языка в раннем возрасте, в случае правильной организации занятий, не только помогает детям легче освоить иностранный язык, но и развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.
 
Литература:
  1. Британский Совет "Как дети изучают английский в качестве иностранного"
  2. Синельников А. П.  Психология обучения иностранным языкам. — Х. : Изд. группа «Основа», 2009. — 128 c.
  3. Rebecca Parlakian, Claire Lerner and Janice Im «Getting ready to read: helping your child become a confident reader and writer starting from birth.»
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»