Проблема школьной тревожности в процессе изучения
иностранного языка в начальных классах
Большакова Марина Юрьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 377
Кировского района Санкт-Петербург
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 377
Кировского района Санкт-Петербург
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
На сегодняшний день количество детей, имеющих проявления школьной тревожности постоянно увеличивается, в особенности при изучении иностранного языка в начальных классах. С чем же это связано и как решить эту проблему? Думаю, коллеги со мной согласятся со следующими причинами возникновения школьной тревожности у учащихся и возможно бы добавили свои:
1. учебные перегрузки;
2. неспособность учащегося справиться со школьной программой;
3. завышенные ожидания со стороны родителей;
4. неблагоприятные отношения с педагогами;
5. боязнь столкнуться с чем-то новым;
6. коммуникативная тревожность, ребёнку трудно вступать в диалог и вести его;
7. изучение неродного языка и трудности в восприятии иноязычного материала;
8. смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом;
9. обстановка в классе во время урока может стать немаловажным фактором возникновения чувства тревоги.
В настоящее время тревожность интерпретируют в большей степени как эмоциональное состояние, при этом оно часто сближается с эмоцией страха. Однако, в психологии идет дискуссия по поводу взаимосвязи понятий тревоги и страха. Одни говорят о том, что эти понятия необходимо отличать. Другие, рассматривают эти понятия как равнозначные. Также есть попытки через понятие страха раскрыть понятие тревоги, связать их между собой.
Существуют личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка к обучающемуся. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку. Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов.
Учитывая все выше сказанное, можно выделить два дидактических требования, которые необходимо учитывать в процессе обучения английскому языку младших школьников. Если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния раны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожности для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности учащихся. Возможные пути преодоления этих трудностей. В процессе изучения и усвоения иностранного языка в начальных классах особенно важны положительные эмоции, которые способствуют росту интереса к предмету. Положительные эмоции оказывают огромное влияние на формирование мотивации учебной деятельности у учащихся и выступают самостоятельным учебным мотивом. Такие эмоции могут быть вызваны современными методами преподавания иностранного языка с играми, песнями, групповыми заданиями, где учащиеся достигают заданной учителем цели вместе , в команде, с поддержкой. И конечно же не стоит забывать об индивидуальном подходе к учащимся. Все эти приёмы обучения побуждают учащихся к активному участию на уроке и усиливают их деятельность. В таком гармоничном процессе, учащиеся эффективно усваивают материал и преодолевают боязнь к иностранному языку. Изучение иностранных языков в младших классах представляет учащимся возможность формирования устной речи: – правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения; – овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. – получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении; – понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку; – участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения. Также нужно еще учитывать существование четкой взаимосвязи между «языковой тревожностью» и успешностью обучения иностранным языкам». Они предполагают, что «языковая тревожность возникает как результат повторяющегося негативного опыта связанно со вторым языком». «Обучающийся с высоким уровнем тревожности способен показать более высокие достижения, в виду того, что он уделяет повышенное время изучению».
Становится, очевидно, то, что необходимо воспитывать в учащихся сознание важности владения иностранным языком, развивать их интерес к нему, помогать формировать уверенность в себе, положительное отношение к данному предмету, поощряя и отмечая каждую, пусть самую маленькую победу, анализируя причины успехов и неудач.
1. учебные перегрузки;
2. неспособность учащегося справиться со школьной программой;
3. завышенные ожидания со стороны родителей;
4. неблагоприятные отношения с педагогами;
5. боязнь столкнуться с чем-то новым;
6. коммуникативная тревожность, ребёнку трудно вступать в диалог и вести его;
7. изучение неродного языка и трудности в восприятии иноязычного материала;
8. смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом;
9. обстановка в классе во время урока может стать немаловажным фактором возникновения чувства тревоги.
В настоящее время тревожность интерпретируют в большей степени как эмоциональное состояние, при этом оно часто сближается с эмоцией страха. Однако, в психологии идет дискуссия по поводу взаимосвязи понятий тревоги и страха. Одни говорят о том, что эти понятия необходимо отличать. Другие, рассматривают эти понятия как равнозначные. Также есть попытки через понятие страха раскрыть понятие тревоги, связать их между собой.
Существуют личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка к обучающемуся. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку. Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов.
Учитывая все выше сказанное, можно выделить два дидактических требования, которые необходимо учитывать в процессе обучения английскому языку младших школьников. Если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния раны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожности для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности учащихся. Возможные пути преодоления этих трудностей. В процессе изучения и усвоения иностранного языка в начальных классах особенно важны положительные эмоции, которые способствуют росту интереса к предмету. Положительные эмоции оказывают огромное влияние на формирование мотивации учебной деятельности у учащихся и выступают самостоятельным учебным мотивом. Такие эмоции могут быть вызваны современными методами преподавания иностранного языка с играми, песнями, групповыми заданиями, где учащиеся достигают заданной учителем цели вместе , в команде, с поддержкой. И конечно же не стоит забывать об индивидуальном подходе к учащимся. Все эти приёмы обучения побуждают учащихся к активному участию на уроке и усиливают их деятельность. В таком гармоничном процессе, учащиеся эффективно усваивают материал и преодолевают боязнь к иностранному языку. Изучение иностранных языков в младших классах представляет учащимся возможность формирования устной речи: – правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения; – овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. – получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении; – понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку; – участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения. Также нужно еще учитывать существование четкой взаимосвязи между «языковой тревожностью» и успешностью обучения иностранным языкам». Они предполагают, что «языковая тревожность возникает как результат повторяющегося негативного опыта связанно со вторым языком». «Обучающийся с высоким уровнем тревожности способен показать более высокие достижения, в виду того, что он уделяет повышенное время изучению».
Становится, очевидно, то, что необходимо воспитывать в учащихся сознание важности владения иностранным языком, развивать их интерес к нему, помогать формировать уверенность в себе, положительное отношение к данному предмету, поощряя и отмечая каждую, пусть самую маленькую победу, анализируя причины успехов и неудач.
Список литературы:
1. Изард К. Э. Эмоции человека : пер. с англ. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2001.
3. https://promum.com.ua/razvitie/kak-preodolet-yazyikovoy-barer-v-mladshem-vozraste/
4. https://officemagazine.ru/no_category/97335
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2001.
3. https://promum.com.ua/razvitie/kak-preodolet-yazyikovoy-barer-v-mladshem-vozraste/
4. https://officemagazine.ru/no_category/97335