Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие монологической речи через упражнения

Брук Дарья Викторовна
Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Зачастую учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз.
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, которую необходимо решать уже на начальном этапе обучения и совершенствовать на среднем.
Целью обучения монологической речи в начальной школе является формирование
определенных монологических умений.
Монологическое высказывание, которому учат в школе на уроке английского языка - это распространенное высказывание, которое имеет свою тему и идею. Следовательно, на начальном этапе обучения английскому языку учитель должен поставить перед собой следующие задачи: сформировать интерес и вызвать желание у учащихся изучать английский язык;
  • объяснить важность изучения иностранного языка (учитывая возрастные особенности детей);
  • уделять достаточное внимание овладению учащимися монологической речью;
  • сформировать лексический минимум и постепенно его расширять (с целью построения монологического высказывания на следующих этапах обучения);
  • учить строить высказывания, используя активный словарь учащихся;
  • заблаговременно предупреждать трудности в овладении монологической речи;
  • осуществлять подход к обучению монологической речи как умение связно и логично излагать свои мысли и таким образом вносить свой вклад в развитие личности ученика;
  • правильно организовывать обучение монологической речи, помнить, что оно является компонентом диалогической речи (если ученик умеет самостоятельно связно строить свое собственное выражение, то ему будет легче строить высказывания в диалоге).
Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Обучение иностранному языку представляет специальным образом организованный процесс, в ходе которого учащиеся усваивают какой-то определенный опыт (иноязычный опыт, опыт владения монологической речью). Для того, чтобы учащиеся приобрели этот опыт, необходимо наличие специальных заданий и упражнений.
Рассмотрим основные группы упражнений для развития монологической речи.
1. Описание картинокВ основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию.
Однако с методической точки зрения следует придерживаться такой классификации упражнений:
а) описание элементарных изображений;
б) описание фабульных сюжетов;
в) описание статистических сюжетов;
г) речевое сопровождение (например, диафильма, комикса);
д) описание реальных предметов и их месторасположения.
Предъявляя учащимся визуальный материал, педагог тем самым как бы сообщает или подсказывает им содержание их будущих высказываний, однако делает это неязыковыми средствами.
2. Репродуктивные упражнения. Речь идет о традиционном пересказе, который в методике считается сознательной речевой деятельностью. Последняя является непосредственной подготовкой к свободному выражению учащимися их мыслей и чувств.
Пересказывая текст, ученик использует не только языковые средства самого произведения, но и лексико-грамматический материал, который он усвоил ранее.
Текст для пересказа должен быть небольшим по объему, иметь ясное, динамическое содержание. Чтобы придать этой форме работы коммуникативность и обеспечить более творческий подход к ней со стороны учащихся, целесообразно варьировать задания, например:
а) расскажите об описанном случае так, будто бы вы были его участниками;
б) расскажите биографию героя, словно вы были его другом (знакомым);
в) расскажите об отношении определенных действующих лиц к происходящему событию.
Опорой для монологического высказывания репродуктивного уровня может быть составление кроков, схем (даже самим детьми). Кроки – это схематическое изображение того, что означает слово. Рисование кроков вынуждает ребенка вызывать в своем сознании представление, с которым это слово ассоциируется именно у него. Благодаря этому формируется связь «иностранное слово – индивидуальное представление», которое лежит в основе пониманияОбучение монологической речи на основе текста будет эффективным, если дети нарисуют к нему кроки.
3. Ситуативные упражненияКак средство развития монологической речи интерес представляют следующие разновидности учебно-речевых ситуаций: дополняемые, проблемные и воображаемые.
1) учащимся предлагается как бы дополнить, завершить описание ситуации, сделать из предъявленной ее части вывод.
2) анализ проблемы учениками и  подробное описание пути ее умозрительного разрешения,
3) ученики подключают фантазию. Исходя из этого, ученики восстанавливают детали обстановки, привязывают их к воображаемому месту и времени, а также к возможным лицам.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»