Современная информационно-образовательная среда
и педагогические технологии в учебном процессе
Богданова Елена Евгеньевна,
учитель английского языка ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Новый образовательный стандарт (ФГОС) четко обозначил требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.учитель английского языка ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Он предполагает компетентностный подход к системе образования, то есть:
ЧТО обучающийся должен знать – ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
КАК эти знания использовать – МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
КАК относиться к себе, к другим людям, к знаниям и процессу их получения, как воспринимать окружающий мир – ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
В соответствии с этим идет формирование универсальных учебных действий у обучающихся. На ступени начального общего образования оно определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.
Наличие информационно-образовательной среды образовательного учреждения, включающей в себя цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеров, проекторов, мультимедийного оборудования и досок, коммуникационных интернет-каналов, а также системы современных педагогических технологий, обеспечивает успешное обучение.Построение учебного процесса обязательно требует использование инновационных педагогических технологий при проведении учебного занятия, отбора средств и методов обучения. Реализация воспитательных, развивающих и образовательных целей осуществляется при выполнении практических задач по формированию универсальных учебных действий.
Пути решения поставленных задач требуют применения на уроках английского языка инновационных технологий. Они сочетают в себе методики групповой и парной работы, проектной деятельности, игровой и наглядно-иллюстративной.
Развитие универсальных учебных действий реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков.
Мультимедийная техника позволила вывести процесс обучения на принципиально новый уровень. Интерактивная мультимедийная доска является интеллектуальным инструментарием. Использование интерактивной доски дает возможность сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных средств. Интерактивная доска используется как наглядно-иллюстративный инструмент, как грамматический, лексический тренажер и тренажер навыков общения. Обучающиеся могут видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть и петь. Эти возможности очень хорошо подходят для создания тематических, культурно-исторических и страноведческих уроков.
Работа с программным обеспечением для интерактивной доски:
-обеспечивает усвоение материала обучающимися, обладающими разными видами памяти, так как позволяет использовать все каналы восприятия;
-применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности;
-предусматривает частую смену видов деятельности и большое разнообразие заданий, что помогает поддерживать внимание учащихся;
-позволяет вовлечь в работу всех учащихся, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, развивает интерес и мотивацию к изучению английского языка;
-сокращает время учителя на подготовку к уроку, заменяет аудио, видео технику, и различные наглядные пособия.
Так как большинство обучающихся уже в начальной школе владеют навыками пользователей персональных компьютеров, они могут самостоятельно создавать проекты в виде электронных презентаций по изучаемым темам.
Все эти методики являются средствами, способствующими повышению эффективности урока, и, соответственно, целесообразность их использования наиболее полно проявляется на тех уроках, где поставлена задача по отработке навыков и умений, так как они дают вариативные подходы, помогают овладевать умениями и тем самым вовлекают обучающихся в познание окружающего мира.
При создании тематических уроков с использованием интерактивной доски основной технологией выступает игровая, а доска становится интерактивным полем. Учитель устанавливает правила и ставит учебные задачи.
Практическое применение современных технологий можно увидеть на рождественских уроках, которые являются традиционными в начальной школе и продолжаются в основной школе. Так как информацию о праздниках обучающиеся начинают собирать в начальной школе, то в основной они могут все это использовать в своей проектной деятельности.
Обучающая цель этих уроков в начальной школе заключается в формировании умений чтения, письма, аудирования по заданной теме.
Развивающей целью является развитие зрительной и слуховой памяти с целью нахождения необходимой информации, развитие языковых и познавательных способностей, готовности к межкультурной коммуникации.
Воспитательная цель ставит перед собой задачу получения общего представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознания себя гражданином своей страны; осознания языка как основного средства общения между людьми; знакомства с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (фольклор, литература, традиции).
Урок проводится в форме викторины по теме « Christmas and New Year».
Класс делится на команды-группы.
Викторина состоит из трех туров:
1тур - Создание эмблемы и название команды
2тур - Создание рождественской или новогодней открытки
3тур - Блицтурнир, во время которого командам предлагается ряд вопросов и интересных задач.
За правильный ответ дается 5 баллов, за неполный ответ-3 балла, за неправильный-0 баллов. В конце игры баллы суммируются, определяется победитель по объявленным номинациям:
-Лучшая эмблема и название команды;
-Лучшая рождественская открытка;
-Лучшая команда.
Для успешного проведения всех туров требуется предварительная подготовка. Обучающиеся выполняют домашние задания, готовят макеты эмблем, открыток, знакомятся с текстами и музыкой песен Jingle Bells, Merry Christmas и др. Учитель готовит опорные карточки с текстами, подбирает задания и информацию, устанавливает программное обеспечение для интерактивной доски, создает электронную презентацию сопровождения урока.
На уроке создается атмосфера рождественской сказки с украшениями, подарками и призами, на экран интерактивной доски проецируются иллюстрации элементов-атрибутов Рождества и Нового Года. Члены жюри в масках Йоулу Пукки и его спутника - оленя привезли приветы от Деда Мороза и Санта Клауса. Учитель, как ведущий, выступая в маске гнома, перезвоном рождественских колокольчиков объявляет начало рождественского урока и включает песню Jingle Bells.
Учитель обозначает цель урока, форму проведения урока и правила игры-викторины.
Для проведения 1 тура: создание эмблемы и названия команды, на интерактивной доске появляется информация о возможных символах и атрибутах праздника. Выполняя задания, созданные в режиме интерактивной доски, обучающиеся знакомятся с лексикой по теме, получают исторические справки, читают и выбирают необходимую информацию для оформления эмблемы.
Жюри оценивает.
Для проведения 2 тура обучающиеся предварительно дома готовили тематические открытки и писали текст рождественской песни. На уроке команда должна выбрать на свое усмотрение лучшую открытку и представить ее всем участникам и жюри.
На интерактивном экране также есть изображение открытки, написанный текст и фонограмма песни и учебные задания.
В итоге каждая команда представляет свою открытку и поет под фонограмму песню. Жюри также оценивает конкурс песни.
Во время проведения 3 тура обучающиеся имеют возможность совершить путешествие по карусели времени празднования Рождества, узнать историю, познакомиться с традициями и обычаями, которые сопутствуют датам Рождества и Нового Года, выполнить задания, развивающие зрительную и слуховую память, слушать, читать и сопоставлять тексты культурно-исторического характера с целью нахождения необходимой информации.
Задания выполняются как непосредственно инструментами интерактивной доски на самой доске, так и на раздаточных карточках.
По итогам викторины, на заключительном этапе ведущий-учитель-гном благодарит за урок, подводит итоги, задает вопросы, что было главным на уроке, что было самым интересным, что узнали и чему научились.
Жюри подводит итоги и определяет победителей по номинациям. Победители получают призы, награды и отметки.
Заключение
Таким образом, инновационные технологии с использованием таких современных средств, как интерактивные доски, делают современный урок английского языка еще более увлекательным. Они позволяют раскрыть и увлечь детей английским языком, максимально эффективно организовать постоянную деятельность обучающихся с электронными носителями. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех обучающихся в классе. Знания культурно-исторического характера, получаемые на начальном этапе изучения английского языка, находят свое продолжение в проектной деятельности и создании электронных презентаций в средней школе.
Подобные технологии могут быть ярко представлены на тех заданиях, когда в процессе изучения, например, лексики или грамматических структур обучающиеся принимают самостоятельные решения (вставить пропущенные слова, по аналогии составить предложения), выводят грамматические закономерности. Прослушивая тексты носителей языка, обучающиеся реагируют не только на привычную для них речь учителя, но и на речь с других источников информации.
Работа в группе дает возможность выразить собственное мнение, поделиться опытом с одноклассниками, а также услышать новое из других групп и, тем самым, расширить свои знания в поставленной задаче.