Программа внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе
Умарова Малика Илхомджоновна
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Рабочая программасоставлена на основе:
-
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с.-(стандарты второго поколения).
-
Бим. И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование./ И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др. - М.: Астрель АСТ, 2011. – 192 с.
Организация кружковой работы по английскому языку в начальной школе имеет большое значение. Занятия в кружке английского языка помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время. Тематика работы кружка спланирована так, чтобы дополнить и углубить материалы урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью учащихся и стимулировать их потребность в общении.
Цели программы:
-
Формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
-
Развитие внимания, памяти.
-
Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам.
-
Знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников.
Задачи:
Образовательные:
-
приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
-
формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
-
научить элементарной диалогической и монологической речи;
-
изучить основы грамматики и практически отработать применения этих правил в устной разговорной речи;
-
выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;
Развивающие:
-
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
-
развивать мышление, память, воображение, волю.
-
расширять кругозор учащихся;
-
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
-
развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
-
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
-
воспитывать чувство толерантности;
Описание ценностных ориентиров.
С помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора вырабатываются:
дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников,
развивается их коммуникативная культура,
формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения данной программы во 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностные результаты:
Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
Осознание себя гражданином своей страны;
Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).
Метапредметные результаты:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
Формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
Овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция:
В говорении:
-вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье, друге.
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Языковая компетенция:
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
-распознавание и употребление в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции.
Социокультурная осведомлённость:
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
1.Диалогическая форма
-умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
-умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию.
2.Монологическая форма
-умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей.
Аудирование:
-умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
-умение вербально и невербально реагировать;
-умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.
Для наиболее успешного выполнения программы используются различные методы и формы работы.
С этой целью на занятиях используются различные МЕТОДЫ по источнику учебной информации:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2) наглядные:
а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;
б) демонстрации: видеозаписи;
3) практические занятия;
4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.
По способам взаимодействия обучаемых и педагога на занятии применяются в основном объяснительно-иллюстративный МЕТОД.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные МЕТОДЫ стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и МЕТОДЫформирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
Сочетание всех этих методов помогает обеспечить сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывать и развивать навыки их творческой работы, формировать и обобщать собственные наблюдения и самонаблюдения, заниматься самосовершенствованием.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах:индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:
-
комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
-
коммуникативной направленности;
-
осознанного владения иностранным языком;
-
наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
В содержание обучения включаются базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи; средства для моделирования этих образцов, а именно: набор существительных, отражающих основные предметы деятельности, глаголы, отражающие движение и т.д. В содержание образования включаются даже стихи и песни.
Режим и переодичность занятий
Данная программа расчитана на проведение занятий 2 раза в неделю
(68 часов) по следующим темам: «Знакомство», «Моя семья», «Мои игрушки», «Продукты питания», «Спорт», «Времена года», «Слова вежливости », «Развлечения».
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся первого года обучения должны уметь:
- понимать инструкцию учителя по выполнению творческих заданий;
- воспринимать короткие неспециализованные высказывания на слух;
- поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать диалог и общаться на бытовые темы ( семья, покупки, праздники, счет предметов и их цвет), уметь поздравить с Новым Годом и Рождеством.
- писать краткое поздравление с опорой на образец.
Учащиеся приобретают следующие социокультурные знания:
- названия страны, язык которой изучают;
- знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
- знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
- умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения Детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
Формы контроля знаний.
-
Рассказ по картинке или по теме.
-
Диалог по изученной теме.
-
Проект.
-
Мини – инсценировка.
Содержание программы.
Фонетика:
Английский алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и различение на слух всех звуков и звукосочетаний в английском языке. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных. Ударение в слове. Интонационное оформление речи: интонация утвердительного предложения, разных типов вопросительных предложений. Интонация перечисления. Интонация восклицательных предложений. Ассимиляция и аспирация звуков. Дифтонги и трифтонги.
Грамматика:
Имя существительное. Число имен существительных. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Имя прилагательное. Сочетание существительных и прилагательных. Артикль. Определенный и неопределенный артикль. Наиболее распространенные случаи употребления артиклей. Местоимения. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Порядок слов в предложении. Глагол. Настоящее время Present Simple. Спряжение глаголов.Спряжение глагола Present Simple. Спряжение глагола в Present Simple. Предложения с простым глагольным сказуемым
(I speak English) составным именным сказуемым (A cat is grey). C составным глагольным сказуемым (I like to play). 3лицо единственного числа глаголов в Present Simple. Повелительное наклонение. Имя числительное. Количественные числительные 1-10. Указательные местоимения. Вопросительные слова: What, who, how many, how old, what colour.
Лексика:
Знакомство. Приветствие. Формы вежливости. Рассказ о себе. Имя. Возраст. Семья. Части тела. Любимые игрушки. В зоопарке. Любимое домашнее животное. Счет. Празднование Нового Года и Рождества. Цвета. Магазин продуктов овощей и фруктов. Любимая еда. Общие сведения о стране изучаемого языка литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора. Реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова.
Учебно-тематический план по программе «Занимательный английский» первый год обучения (68часов)
№ П/п
Тема
Общее кол-во часов
Теоретических часов
Практических часов
Давайте познакомимся
2
1
1
Животные
4
2
2
Глаголы движения
4
2
2
Цвета
2
1
1
Фрукты и овощи
4
2
2
Счет до 10
2
1
1
Части тела
4
2
2
Моя семья
4
2
2
Игрушки
4
2
2
Дни недели
2
1
1
Времена года
2
1
1
Школьные принадлежности
4
2
2
Еда и посуда
4
2
2
Виды спорта
4
2
2
Детская площадка
2
1
1
Слова вежливости
4
2
2
Развлечения
4
2
2
В зоопарке
2
1
1
Страны изучаемого языка. Великобритания
4
2
2
Песни на английском
6
3
3
Итого:
68
34
34
Литература:
-
Ежакова Л.С. Путешествие с рифмой. ( Английский для малышей.) М.: Айрис, 1996г.
-
Лосева С.В. Английский в рифмах М.: Буклет, 1993г.
-
Биржакова Л.Б. Английская фонетика через музыку ( Для детей 6-7 лет) С-П., КАРО , 2005г.
-
Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозайка-Синтез 2006 г.
-
Компанейцева Л.В Английский с мамой М., 1992 г.
-
Вербовская М.Е Шишкова И.А Английский для малышей / под. ред. Бонка Н.А. М., 1996
-
Гацкевич М.А. Учись играя! С-П., КАРО,2006г.
-
Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку. С-П., 2006 г.
-
Штайнерайс М.В. Английский язык и дошкольник. М.: Творческий центр Сфера
-
Попова Е.Н. Английский язык во 2-4 классах. I start to love English. Волгоград, Учитель, 2007г.
-
Черепова Н.Ю. Английский язык: игры, песни, стихи. ГИППВ, Аквариум 2002
-
Пауэлл Г. Пой и играй: сборник песен для начальной школы. Обнинск: Титул
13. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с.-(стандарты второго поколения).
14. Бим. И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование./ И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др. - М.: Астрель АСТ, 2011. – 192 с.