Повышение мотивации школьников в рамках проекта
«Знакомство с шедеврами Эрмитажа»
Иванова Светлана Степановна, учитель английского языка
ГБОУ СОШ №254 г. Санкт-Петербурга
Пешкова Инна Викторовна, учитель английского языка
ГБОУ СОШ №254 г. Санкт-Петербург
Хон Любовь Николаевна, учитель английского языка
ГБОУ СОШ №254 г. Санкт-Петербург
Не секрет, что актуализация содержания любого обучения делает последнее максимально успешным. Ведь легко и надолго запоминается именно то, что интересно и тесно связано с жизненным опытом. И в этой связи, страноведческий материал является важнейшим стимулом для развития мотивации учащихся. Он формирует социокультурную компетенцию, способствует эстетическому воспитанию, обогащает духовный мир.
Кроме того, при коммуникативно-ориентированном обучении важной задачей является формирование языковых навыков в процессе общения. Для этого необходимо создавать такие коммуникативные ситуации, которые будут действительно интересны. Они должны иметь творческий контекст и вызывать у учащихся необходимость применять накопленные знания на практике. Все это позволит получить опыт, который в дальнейшем поможет формированию лингвистической и коммуникативной компетенций.
Принимая данные факты во внимание, мы поставили себе цель: повысить мотивацию учащихся, создав такую коммуникативную ситуацию, в основу которой будут положены общественно-значимые ценности (эстетические, художественные, социальные, нравственные), и которая будет актуальна и интересна.
Так был создан проект «Знакомство с шедеврами Эрмитажа», в рамках которого было принято решение повторить и отработать лексико-грамматический материал, пройденный учениками пятого класса.
Работа велась в альянсе с родителями учащихся, которые на начальном этапе проекта посетили вместе с детьми Государственный Эрмитаж.
Во время этих визитов участники проекта выбрали то, что им наиболее интересно. Таким образом, были намечены три основных маршрута: «Итальянское искусство эпохи Возрождения», «Малые голландцы», «Импрессионисты и постимпрессионисты». Это и определило темы для дальнейшей работы.
На втором и третьем этапах проекта был использован метод учебного турнира, подразумевающий конкуренцию и соревнование. Класс был поделен на три команды, которые во время повторного посещения музея с учителями английского языка сняли три фильма, под названиями: «Шедевры итальянского Возрождения», «Коллекция голландских художников 17 века» и «Загадки импрессионистов».
Фильмы были созданы в разных жанрах, что было обусловлено содержанием материала. Один фильм представлял собой экскурсию по музею, другой – презентацию на заданную тему, а третий – обмен впечатлениями учащихся о живописи импрессионистов.
Третьим этапом проекта стал открытый урок под названием «Знакомство с шедеврами Эрмитажа», на котором были широко использованы мультимедийные технологии и аудио-визуальные материалы различного характера.
Целями урока стали:
- Развитие положительной мотивации к учебной деятельности;
- Развитие эстетического восприятия;
- Формирование рецептивных и продуктивных умений;
- Формирование социокультурной и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи урока также были четко определены: знакомство с коллекциями Эрмитажа, закрепление пройденных лексико-грамматических структур, развитие монологической и диалогической речи учащихся.
Урок начался с просмотра и обсуждения фильмов, созданных самими участниками. Во время оживленных дебатов был выявлен победитель конкурса видеопроектов.
Далее были проведены викторины, которые показали не только знание истории создания Государственного Эрмитажа и его коллекций, особенностей стилей и жанров живописи, творчества западноевропейских художников, но и умение достаточно свободно вести беседу на заданную тему.
Так, участникам проекта было предложено при помощи видеоматериалов воссоздать архитектурный ансамбль музея., узнать по портретам архитекторов и художников и поделиться своими знаниями о них, определить жанр художественного произведения, указав на его характерные черты.
Наибольший интерес вызвал конкурс, где нужно было узнать по репродукции картину из коллекции Эрмитажа и объяснить, что на ней не так, как в оригинале (лишний/недостающий предмет, животное или человек).
Далее на экране появилась картина Анри Матисса «Разговор», и учащимся было предложено составить и разыграть диалоги на пройденные темы. Это было одно из самых творческих и трудных заданий, при выполнении которого школьникам пришлось продемонстрировать не только знание лексического и грамматического материала, но и социальную компетентность, коммуникативные навыки, умение применять полученные знания на практике и даже артистизм.
На уроке работа велась в командах, и дух конкуренции, средневековая и классическая музыка, увлекательные конкурсы и викторины, необычайно интересное содержание проекта и его творческая атмосфера несомненно способствовали повышению мотивации участников.
В заключение были подведены итоги работы, подсчитаны призовые очки и победителям вручены грамоты.
Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся познакомились с некоторыми образцами западно-европейского искусства, расширили свои страноведческие знания, закрепили ранее пройденные лексико-грамматический структуры английского языка. Кроме того, работа в рамках данного проекта помогла идентифицировать социокультурную и коммуникативную компетенции участников, усовершенствовать их коммуникативные навыки, навыки монологической и диалогической речи, повысить интерес к изучаемому предмету, а значит, и повысить мотивацию.
Литература:
- Государственный Эрмитаж. Под ред. Т.Е.Мамаенко. – Спб.:Славия,2005
- Костеневич Альберт. Неведомые шедевры. – Нью-Йорк: Харри Н.Абрамс,1995
- Метапредметные задания как средство достижения образовательных результатов. Под ред. Подходовой Н.С. – СПб.: Фора-принт,2012