Реализация ФГОС через проектную деятельность в курсе естествознания для 5 класса.
Учителя физики лицея 623
Илляшик Л.П., Шабловская В.С.
Аннотация.
Представлен опыт работы с использованием технологии проектов в пропедевтическом курсе «Естествознание» для 5 класса.
Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а структура предмета по естествознанию в 5 классе, представляющего собой отдельные вполне законченные блоки из разных областей естествознания, открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом блоке курса. Метод проектов относится к новым педагогическим технологиям [1,2] и широко внедряется в соответствии с требованием ФГОС не только в начальной школе [3], но и, являясь образовательной технологией XX1 века [4], подходит для основной и старшей ступени обучения [5].
В текущем году в 5 а и 5 б классах с использованием метода проектов разработаны несколько тем. Схему работы над проектом кратко можно представить в виде нескольких этапов:
- формулировка целей и задач проекта,
- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели,
- самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,
- рассмотрение готовых материалов и их доработка,
- окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Первым опытом стал проект «Путешествие по планетам Солнечной системы», разработанный при изучении темы, связанной с астрономией. В каждом классе были сформированы экипажи космических кораблей, которые «отправились» в виртуальное путешествие на одну планету или группу планет. Каждому экипажу необходимо было придумать название корабля, эмблему, девиз, распределить роли: командир корабля, штурман, журналист, художник, исследователь или научный работник, собрать научные сведения о планете; написать рассказ о путешествии, в котором можно фантазировать, сделать рисунки, макеты или презентации к своему отчету.
Законченную работу каждый экипаж представлял всему классу. Результаты работы над проектом были размещены на стенде творческих работ в лицее и помещены в интернете [6, 7].
Следующий проект, выполненный уже в начале текущего года, разработан по теме " Гидросфера. Круговорот воды в природе" и получил название «Путешествие капельки». В этом варианте, при сохранении основной схемы проекта, предусмотрено два этапа: домашняя разработка темы и работа над проектом в классе. На первом этапе учащиеся воздавали индивидуальные или групповые рассказы, комиксы, «фильмы» о путешествии капельки, которые рассматривались на уроке. Из этих сообщений были выбраны три наиболее интересных и к ним были выполнены совместные иллюстрации. На этом этапе работа проводилась в парах. Рассказы были разбиты на отдельные абзацы, к которым на уроках каждая пара создавала рисунки. Для выполнения этой работы потребовалось два урока. Результаты работы над этим проектом были не только представлены на стенде и выложены в интернете, но и дети с удовольствием показали их в начальной школе, тем самым пятиклассники сами инициировали еще один проект, затронувший проблемы экологии. Первоклассникам было предложено написать на листах, имеющих форму капли, мини-сочинения на тему «Что беспокоит каплю» или «Чему капля радуется». Ученики пятого класса сами не только руководили работой, но и помогали малышам ее разрешить. Капли получились грустные и веселые, с рисунками, иллюстрирующими проблемы капли с позиций первоклассников.
Фотографии этой работы можно увидеть по адресу [7].
Проект под названием «Неповторимая планета Земля» является комплексным и состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный минипроект, посвященный нашей планете. В состав проекта вошли мини проекты природные зоны, растения и животные планеты. Заключительный проект курса затрагивает вопросы экологии. Детям на выбор было предложено два варианта : "О мусоре" и "Осторожно, клещи!". По желанию работы выполнялись в индивидуальном или коллективном вариантах. Лучшие из работ были распечатаны в виде листовок, которые сами авторы раздавали учащимся при входе в школу.
В заключение следует отметить, что проектная деятельность носит элемент творчества, а интерес детей к творческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая работа направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и презентаций. Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию, так как по каждому представленному на общее обозрение материалу необходимо составить свое мнение. Работа в группах, парах и с младшими школьниками способствует развитию коммуникативной культуры учащихся. Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в арсенале педагога современной школы.
Источники информации
1. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. http://intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/social_history_pedagogic/material_period/Epschtain_Metod_proektov_v_school_HHh.pdf
2. Калинкин С. М. Метод проектов и его использование в школе http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v-shkole
3. Василовская А. И. Метод проектов в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/501897/
4. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XX1 века. http://doob-054.narod.ru/project.html
5. Физики. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.А. Лымарева.- Волгоград: Учитель, 2008.
Стр.187.
6. http://vaskel19.blogspot.ru/