Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Алексеев С.В., Гущина Э.В., Лещенко И.А.
 
 
Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.
Основные условия применения метода проектов
·          Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.
·          Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная.)
·          Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.
·          Структурирование этапов выполнения проекта.
·          Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Реализация «профессиональных проб» - основная идея проектной деятельности в элективном курсе «Мой выбор – окружающая среда». В электронном пособии для учащихся представлен раздел «Попробуй свои силы» (информационная поддержка проектной деятельности в целом и по выбранному образовательному проекту). Представлены информационные материалы, обеспечивающие поддержку проектной деятельности по ряду направлений.
ВАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА
1. Выберите тему проекта (проблему) и определите состав участников рабочей группы.
2. Наметьте возможные пути решения проблемы и выберите один из них.
3. Разработайте структуру образовательного проекта.
Структура образовательного проекта
·                   Постановка и описание проблемы, на решение которой направлен проект. Это краткое – до 1 страницы – определение актуальности выбранной проблемы и необходимости ее решения.
·                   Цель и задачи проекта. Помните, что Вы работаете над образовательным проектом, и цель не может ограничиваться созданием какого-либо продукта. Постарайтесь сформулировать, для чего и для кого создается этот продукт. Формулировка задач проекта позволит Вам определить более конкретно, каким образом будет достигаться поставленная цель. По сути дела, надо наметить основные этапы работы.
·                   Основное содержание и технологии (методики) выполнения проекта. По сути дела, следует определить основные этапы работы по проекту, а также, какими методами будут решаться задачи проекта.
·                   Прогнозируемые результаты. Прогнозируемые результаты должны соотноситься с целью проекта. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными, рассчитанными на длительную перспективу.
4. Распределите задания среди участников группы в соответствии с интересами, способностями и возможностями участников группы, Определите сроки выполнения заданий.
5. Обобщите полученные результаты в виде конечного продукта деятельности.
6. Подготовьте презентацию (представление) результатов своей деятельности.
7. Проведите анализ: что получилось, что не получилось и почему?
 
Всовременной школе, пожалуй, только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать «принцип проживания»,в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.
Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности уча­щихся (т. е. является ли проект исследовательским, творческим, информационным или практико-ориентированным) каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль: представителя любой из человеческих профессий: учителя, врача, военного, предпринимателя, политического деятеля и др.; ученого-специалиста или эксперта в одной из областей знаний (эколога, океанолога, лингвиста и пр.); литературного персонажа; исторического героя или очевидца какого-либо события; представителя иной национальности, жителя другой стра­ны и т. д.;  «гостя из будущего»  и так далее.
В зависимости от этапа, на котором находится проект, все его участники проходят через несколько обязательных ролей: менеджера - исследователя - сценариста, режиссера, PR-мена - эксперта.
Какие проекты эффективнее – групповые или индивидуальные? Единой точки зрения на этот вопрос не существует.
Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью; у учащихся полноценно формируется чувство ответственнос­ти, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исклю­чения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до ито­говой рефлексии; формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) ока­зывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимос­ти от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определен­ный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруп­пы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипо­тезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на каче­ство выполнения проекта.
Профессионализм учителя – необходимое условия проектной деятельности. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен уметь: создать мотивацию; создать образовательную среду; уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений; представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; организовать работу (в малых группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.; консультировать (по методу убывающих подсказок); иметь критерии объективной оценки.
Учитель как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творчес­кого потенциала. Авторитет учителя базируется сегодня на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Продукт проектной деятельностиследует определить конкретно. От этого выбора во многом зависит, насколько выполнение проекта будет содержательным и целенаправленным.
По сути дела защита проекта строится на представлении продукта проектной деятельности.
Некоторые примеры возможных продуктов проектной деятельности: газета; журнал; статья; выставка; план реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п.; карта; чертеж; анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.); обоснованный    план мероприятий; модель; сценарий (игры; праздника); пакет рекомендаций; экологические программы; серия иллюстраций, заданий и др.; атлас; Web-сайт; мультимедийный продукт (презентация, мультфильм и др.) и другие
Паспорт проектной работыявляется методической разработкой, которая четко определяет все параметры проекта. 
Основные функции паспорта проекта:
- уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением кпортфолио проекта, представ­ляемой на защите;
- расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публика­ции или для хранения в школьной медиатеке.
Структура паспорта проектной работы
·          Название проекта.
·          Руководитель проекта.
·          Консультант(ы) проекта.
·          Учебный курс (предмет), в рамках которого проводится работа по проекту.
·          Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
·          Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
·          Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
·          Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой др.).
·          Заказчик проекта (администрация школы, учителя-предметники, муниципальные органы и др.).
·          Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
·          Задачи проекта (2 - 4 задачи, акцент на развивающих задачах).
·          Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
·          Необходимое оборудование.
·          Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
·          Предполагаемые продукт(ы) проекта.
·          Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­ты, выход этапа).
·          Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы вы можете внести изме­нения и дополнения.
Портфолио проектаважный инструмент организации деятельности учащихся и педагога. Портфолио проекта — один из обязательных результатов проектной деятельности, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
В состав портфолио проектамогут входить:
·          паспорт проекта;
·          планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
·          промежуточные отчеты группы;
·          вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
·          результаты исследований и анализа;
·          записи всех идей, гипотез и решений;
·          отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;
·          краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;
·          эскизы, чертежи, наброски продукта;
·          материалы к презентации (сценарий);
·          другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
 
Перед защитой проекта целесообразно получить экспертные оценки и отзывы о проекте или деятельности по его выполнению. Экспертами могут быть заказчики проекта. Отзывы могут представить любые заинтересованные лица: родители, учителя, другие учащиеся.
Обычно представление результатов проектной деятельности проходит в форме защиты.
Предлагаем примерный сценарий защиты.
·          Постановка проблемы, ее актуальность.
·          Представление темы и участников проекта.
·          Обозначение проблемы, цели и задач проекта.
·          Высказывание гипотезы, аргументация ее положений (в случае научного доклада).
·          Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
·          Выводы.
·          Результаты рефлексивной оценки проекта (что получилось, задачи на будущее и т.п.).
·          Ответы на вопросы экспертной комиссии и других групп (дискуссия).
·          Оглашение экспертных заключений и отзывов.
В заключении назовем общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности. Выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции) поможет вам при формулировке целей проекта.
Педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетентностей,под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства лич­ности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений.
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь благоустройства пришкольного участка и т.п.).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»