Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Индивидуальный проект как средство формирования
образовательной инициативы обучающихся

Башкина Юлия Дмитриевна,
канд. психол. наук, 
методист
ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В современном образовании большое внимание уделяется формированию образовательной инициативы обучающихся по средством вовлечения в проектную деятельность. И это неслучайно. Проектная деятельность учеников это результат слияния устоявшихся традиционных и перспективных инновационных педагогических подходов.
Целью проектной деятельности является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела. В процессе деятельности, нацеленной на поиск знания, происходит его усвоение и одновременное применения на практике. При этом сам обучающийся воспринимается не как пассивный потребитель новой информации, подчеркивается его активная, инициативная и ответственная позиция в процессе учения. Все это безусловно отражает основы деятельностного подхода в обучении, описанного в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.
В то же время, проектная деятельность выполняет одну из самых важных современных задач образования – развивает умение самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на изменения, т.е. опираясь на свой жизненный опыт, эффективно реализовывать полученные теоретические знания. Именно на решение этих задач ориентированы современные международные исследования образовательных достижений (PISA, PIRLS, TIMS).
В результате, значимость проектной деятельности обучающихся как средства формирования образовательной инициативы в современной образовательной среде возрастает. Возрастает и необходимость обновления самой системы подготовки. Так, в реестре примерных основных образовательных программ «Индивидуальный проект» заявлен как учебный предмет базового уровня обучения и на него выделено 68 часов из расчета на 2 учебных года.
С 2018 года на базе ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга в рамках опережающего введения ФГОС среднего общего образования (далее - СОО) «Индивидуальный проект» является часть учебного плана обучающихся 10, 11-х классов.
В ходе эксперимента выявлены ряд особенностей. «Индивидуальный проект» формирует метапредметные результаты освоения ООП: обучает целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, контролю и оценке (самооценке) уровня и качества освоенного материала; побуждает к самостоятельному формированию и формулированию познавательной цели; определению стратегии информационного поиска; обеспечивает планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. В ходе выполнения проекта обучающиеся осваивают методологию познавательной деятельности, учатся не только оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом, учебным исследованием, но и осуществлять рефлексию собственной деятельности (соотнося ее с поставленными целью, задачами и конечным результатом). Данный урок не дает готового знания, а побуждает к поиску проблемы и способов ее преодоления в научно-исследовательском контексте. Значительная часть этого предмета отводится на самостоятельную работу обучающихся и консультативную работу с учителями (наставниками, тьютерами). Все это в совокупности нацелено на формирование образовательной инициативы учащихся и последующее их профессиональное самоопределение.
В то же время, существует и ряд трудностей для реализации «Индивидуального проекта». Основная сложность заключается в том, что еще нет утвержденного УМК по предмету Индивидуальный проект. Как правило, на сегодняшний день в информационном пространстве встречаются программы внеурочной деятельности, элективные курсы или методические рекомендации для организации деятельности учащихся в рамках проектной деятельности. Следовательно проектная деятельность изначально планировалась лишь с заинтересованными в этом виде работы детьми.
Выявленные противоречия побудили к разработке критериев оценки универсальных учебных действий обучающихся по итогу реализации проектных работ. К основным умениям были отнесены: умение планировать и осуществлять деятельность по работе над проектом; умение работать с источниками информации (в т.ч. работать с текстами в книгах, нормативных и прочих документах; оформлять ссылки на литературу, интернет-источники; вести наблюдения, проводить эксперименты; анализировать полученные результаты, обобщать, систематизировать, делать выводы); умение оформлять проектную работу (в т.ч. формулировать элементы аппарата исследования); умение защищать проектное исследование. Разработанные критерии оценки полностью соотнесены со всеми ступенями общего образования и представляют собой авторские подходы разработчиков к преемственности этих УУД в условиях ФГОС ОО.
Важно понимать, что «Индивидуальные проект» как предмет учебного плана затрагивает абсолютно всех обучающихся. Соответственно, перед педагогом встает новая задача: привлечь к проектной деятельности не только высоко мотивированных, одаренных обучающихся, активно принимающих участие в олимпиадах и конференциях различных уровней и имеющих поддержку со стороны родителей, но и пробудить инициативу у всех учащихся 10-х классов. В качестве одной из возможных стратегий для пробуждения инициативы обучающихся возможно использование профориентационного потенциала проектной деятельности. В процессе работы над проектом интересы обучающихся 10-х классов эффективно ориентировать в область будущих профессиональных интересов. Помочь определить свой профессиональный путь для школьника становится важной общегосударственной задачей. НMAR Consult на 2018 год по профессии работает только половина выпускников ВУЗов. У большинства школьников нет четкого понимания в вопросе выбора будущей профессии. Специфика современного образования, в частности система ЕГЭ, несколько затрудняет ориентацию на интересы и склонности старшеклассника при выборе будущей профессии. Учебные предметы, которые выпускник школы планирует сдавать в качестве итогового экзамена далеко не всегда соответствует его собственным интересам. Зачастую на его выбор оказывают влияние родители, ориентируясь на современное положение на рынке труда, на клиентскую лояльность к будущему ВУЗу и на быстрое обеспечение материального благополучия собственного ребенка. И в этой ситуации, возможность попробовать себя в определенной профессиональной сфере посредством проектно-исследовательской деятельности становится важной основой не только развития познавательной инициативы, но и апробации своих интересов в области будущей профессиональной сферы. Эта особенность проектной деятельности должна привлечь в исследовательскую деятельность большое количество обучающихся, ориентированных на обучение на ступени СОО с целью продолжения своего образования в высшем учебном заведении.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся открывает большие перспективы для формирования образовательной инициативы учащихся и в целом для воспитания будущих высококлассных специалистов.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»