Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Из опыта работы над проектами, посвященными Великой Отечественной войне

Столярова Анна Анатольевна
Учителя истории, обществознания,классные руководители  каждый год сталкиваются с проблемой, какие мероприятия провести ко Дню Победы? Все мы постоянно задумываемся над тем, что же нового, интересного, необычного предложить учащимся.
Уже стали традиционными
– выездные экскурсии;
– литературно-музыкальные композиции;
– конкурсы инсценированной песни;
– классные часы;
– игры по станциям. 
 Хочется поделиться  с коллегами своими  педагогическими находками как учителя истории и классного  руководителя в организации проектной деятельности учащихся по теме, посвященной Великой Отечественной войне». 
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Методика проектной деятельности предполагает творческую самостоятельность и инициативу детей, обращается к их личному  социальному опыту  их гражданской позиции.
Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность позволяет им проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Проект « Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне».
Цель:
- Знакомство с фильмом, разработка сценария  и представление фильма «В бой идут одни “старики”»
Задачи:
-Формирование у учащихся базовых национальных ценностей российского общества, чувства патриотизма, служение Отечеству.
-Формирование устойчивого интереса к познавательной и творческой деятельности.
-Развитие эстетического вкуса. 
 В нашей работе следует выделить несколько этапов.
I этап проекта – организационно-подготовительный
- зарождение у учащихся интереса к теме проекта. На этом этапе мы провели  анкету «Какие фильмы о Великой Отечественной войне вы знаете?». 
- на родительском собрании мы обсудили анкету и пришли к выводу, что ребятам нужно обязательно узнать о  фильме «В бой идут одни старики». Посмотреть его. Обсудить вместе свои впечатления. Обменяться мнениями.
 Для меня этот фильм является шедевром советской кинематографической классики. В фильме заложены идеи патриотизма, служения своей Родине.  Фильм вызывает глубокое чувство сопереживания и сопричастности к истории нашего народа. Фильм запоминается своей  музыкальностью и лиричностью. 
 В ходе работы над проектом сформировались  творческие группы по интересам детей. Таким образом, определились цели и задачи нашего проекта. 
Используя методику мозгового штурма, мы определились с планом работы над проектом.  « Что нужно знать о фильме, чтобы представить его  наиболее интересно? Что надо знать о режиссере, актерах, героях фильма, о сюжете фильма?  В чем главный  художественный замысел  фильма?  Как сделать  презентацию о фильме? Как подготовить публичное выступление в актовом зале школы?
 
II этап проекта – поисковый.  
Два раза в неделю мы собирались для обсуждения собранной информации. Оформляли материал в презентацию обдумывали варианты представления фильма. Постоянно происходил обмен мнениями. 
Возникли и стали осознанными первые проблемы. Надо было научиться делать видео ролики, презентацию.  Потребовалась помощь учителей информатики. Ребята многому научились, приобрели практические  навыки работы на компьютере. Появился интерес к самому творческому процессу. Одна группа делала презентацию. Для детей это был огромный шаг вперед ведь они ещё только пятиклассники.
Вторая группа  репетировала художественное выступление. Ребята представляли фильм. Они думали о том, как надо выглядеть на сцене, как встать на сцене. Как надо работать с текстом? Какие должны быть интонации в выступлении? Какие стихи будут  убедительны для зрителей?  Для детей было все важно. Они хотели победить!
 
III этап проекта– итоговый 
    На этом  итоговом этапе нашей деятельности происходит публичное представление проекта зрителям.    
Он и стал конечным продуктом нашей проектной деятельности, который можно показать другим детям и учителям. На его достижениях и ошибках можно учиться. Его видео- версию можно посмотреть с родителями и друзьями и вспомнить лучшие моменты своей школьной жизни. 
Ребята смогли показать свою гражданскую позицию, свое неравнодушие к судьбе нашей Родины. Они работали, как единый слаженный коллектив и при этом каждый выполнял свою творческую задачу.
   Для меня,  как классного руководителя  и учителя истории  было важно, что незаметно для ребят шел процесс их погружения в историю нашей Родины, сложный процесс  формирования патриотизма, чувства любви  и гордости к своей стране, ее народу, ее  великому прошлому. 
Сценарий выступления.
Выступление сопровождается показом презентации.
1 ведущий : Совсем скоро вся наша страна будет отмечать 75-летние Победы в Великой Отечественной войне. После войны в Советском Союзе, а затем и в России стали снимать множество художественных фильмов, посвященных этой теме.
2 ведущий: Многие из них получились хорошими, многие – очень хорошими, но лишь единицы из них стали всенародно любимыми. И сегодня мы хотим рассказать Вам о таком всенародно любимом фильме. «В бой идут одни старики».
3 ведущий : Фильм «В бой идут одни старики» вышел в прокат в 1973 году и сразу же стал одним из лучших фильмов о Великой Отечественной Войне в советском кино.
5 ведущий: Каждый год в преддверии 9 мая фильм показывают по центральным каналам страны. Каждый год тысячи зрителей с восхищением, радостью и непреодолимым щемящим чувством смотрят это кино. Каждый год фильм обретает всё новых и новых зрителей.
 6 ведущий Он никого не оставляет равнодушным, его запоминают с первого взгляда и не забывают уже никогда. Воспоминания о нём наполняют сердца тёплой и светлой грустью. Кто уже смотрел этот фильм, пусть вспомнит любимые моменты. Кто не смотрел, мы надеемся на это, захочет посмотреть фильм полностью. И это будет для нас высшей похвалой.
4 ведущий : Ребята, а я вот не смотрел фильм. Всё как-то не получается – компьютер много времени отнимает…уроки…погулять. А бабушка всё время говорит: «Хоть бы что-нибудь полезное посмотрел…» Вот я и решил исправиться! Что посоветуете?
6 ведущий : Хочешь, мы расскажем тебе о фильме «В бой идут одни старики»?
4 ведущий: Ну не знаю, название какое-то странное, не понятное. То ли дело «Диверсант», «Штрафбат», «Разведчики», «Последний бронепоезд»… А здесь что? «В бой идут одни старики». Старики – это кто?
3 ведущий : Мы тебе сейчас всё объясним! «Стариками» у лётчиков-истребителей во время Великой Отечественной Войны называли наиболее опытных, надёжных лётчиков. На самом же деле этим старикам было по двадцать – двадцать пять лет. Сражались отчаянно, многие погибали («Ты у меня – пятый», - говорит механик одному из вновь прибывших лётчиков).
6 ведущий На смену выбывшим приходило пополнение из лётных училищ ускоренного выпуска. «Старики» называют их «желторотиками» и, по возможности, в бой не пускают. Желторотикам вообще по восемнадцать лет. Но вот проходит совсем немного времени, и по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросаются к своим самолетам. Название фильма – памятник мальчишкам, которые погибли, защищая Родину!
                                           Видеофрагмент «Бой»
1ведущий
Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год
В пыли дорог сочтется каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
 
Рвы блиндажей трава зальёт на склонах,
Нахлынув, как зелёная волна.
В тех блиндажах из юношей влюблённых
Мужчинам нас сделала война.
 
И синего вина, вина печали
Она нам полной мерой поднесла
Когда мы в первых схватках постигали
Законы боевого ремесла.
 
А на снегу, как гроздья горьких ягод,
Краснела кровь. И снег не спорил с ней!
За это всё нам день зачтётся за год
Пережитое выступит ясней.
(Николай Рыленков, 1942г)
 
4ведущий : Да, ребята, тяжело и страшно было на войне.
6 ведущий : Но в фильме рассказывается не только о самой войне. В свободное от вылетов время лётчики смеялись, пели, влюблялись.
 4  ведущий : А мне казалось, что фильмы о войне – это погони, атаки, перестрелки, взрывы…
1 ведущий : Нет, это совсем не так… Жизнь продолжалась и даже тяготы и невзгоды войны не могли её остановить. В фильме есть место и юмору и хорошей шутке. Давайте посмотрим фрагмент из фильма «В знаменитую «поющую» II эскадрилью истребительного полка попали после вынужденной посадки две лётчицы У-2.
4ведущий : Ребята, не хочу показаться не образованным, но что такое У-2?
5 ведущий : У-2 – это ночной бомбардировщик. Во время Великой Отечественной Войны на У-2 часто летали женщины. Фашисты называли их «ночные ведьмы».
3 ведущий : Жизнерадостный юмор героев срисован из жизни лётчиков. Режиссёр и исполнитель главной роли в фильме Леонид Быков много времени провел в беседах с лётчиками.
                                         Видеофрагмент «Танцы»
2ведущий :  Леонид Быков просил их подробно рассказывать все детали не только боёв, но и быта лётчиков во время войны. Именно поэтому фильм получился такой живой и правдивый.
3 ведущий : А сколько цитат из фильма запомнились зрителю  и стали жить отдельной жизнью! Вот послушай!
6  ведущий : И в тот же миг влюблённое созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье.
4  ведущий  : Молчу, молчу, не то по шее получу и подвиг свой не совершу.
1  ведущий : Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа»! За мной!
5 ведущий : Пилотом можешь ты не быть – научим, а музыкантом быть обязан!
4 ведущий :  Подождите, подождите, как так пилотом можешь ты не быть, а музыкантом быть обязан? Лётчики что, ещё и пели во время войны? Такого просто быть не может!
2  ведущий : А вот и может! Поющая эскадрилья действительно существовала во время войны.
4  ведущий : Ну, тогда объясните мне, почему они поют? И что они поют?
3  ведущий : Действие фильма происходит во время освобождения Украины летом 1944 г. Лётчики в свободное от боёв время любят петь в хоре, который сами и создали.
6  ведущий: Командир поющей эскадрильи, Титаренко, сам обожает музыку и пение и, подбирая новичков, брал к себе только тех, кто любит и умеет петь.
                                   Видеофрагмент «Смуглянка»
2  ведущий : Герои фильма очень мудро замечали – «Всё приходящее, а музыка вечна», «После боя сердце просит музыки вдвойне».
4  ведущий : Да! Песня очень зажигательная. Где-то я её уже слышал. И даже чуть-чуть запомнил! Раскудрявый… Но мне вот что ещё интересно. Сейчас лучшим фильмам и актёрам, игравшим в них, вручают всякие разные премии и награды: Оскары, Пальмовые ветви, Золотые орлы… А как же наш фильм?
6  ведущий : В Советском Союзе фильм «В бой идут одни старики» за 1 год проката собрал более сорока миллионов зрителей, в кинозалах был аншлаг. Песня «Смуглянка» с тех пор стала чуть ли не гимном советских лётчиков.
3 ведущий: Даже на фестивале в Колумбии картину приняли на ура. «Тут жара, пальмы, разве им понять моих «стариков»? – переживал Быков, но, когда сеанс закончился, зал встал и долго аплодировал режиссёру. Сам фильм входит в рейтинг лучших фильмов Советского Союза и России.
5  ведущий : Леонид Быков, сняв этот фильм, осуществил свою юношескую мечту стать лётчиком. Во время Великой Отечественной войны он дважды поступал в лётное училище. Первый раз его не приняли из-за возраста, а второй – из-за невысокого роста.
6 ведущий: Снимаясь в фильме, он освоил профессию лётчика, став и в 45 лет и получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в городе Баку в 1974 году. Роль командира II поющей эскадрильи стала для него поистине звёздной.
4  ведущий :  А что же все остальные актёры?
1 ведущий : Исполнители других главных ролей
Сергей Подгонный – Смуглянка
Сергей Иванов – Кузнечик
Евгения Симонова – Маша
были дебютантами. Это их первые роли в кино. После фильма они проснулись знаменитыми. А образы, созданные актёрами, зрители запомнили навсегда.
2 ведущий : Поистине всенародную любовь заслужил артист Алексей Смирнов – исполнитель роли Макарыча (механика II  эскадрильи). Он – самый настоящий герой. Алексей Смирнов принимал участие в Великой Отечественной Войне и стал дважды Героем Советского Союза. С Леонидом Быковым его связывали дружеские отношения не только в кино, но и в жизни.
4 ведущий : Ребята, подождите, кажется, я понял, почему этот фильм так любят зрители!
Все (хором): Почему?
 
4  ведущий : Потому, что в нем рассказано о том, что всегда волнует людей: о любви и дружбе, о преодолении страха, о храбрости, о верности долгу и верности своим товарищам. Это фильм на все времена!
Видеофрагмент «Финальная песня»
3 ведущий :
А мы такую книгу прочитали!
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали.
И в памяти остались пламенеть.
 
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
МЫ всё сложили в жизни, что могли
Как самое великое творенье
Пойдет в века, переживет века
Информбюро скупое сообщение
О путь – дороге нашего полка. 
Сергей Орлов, 1945

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»