Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок. Традиция и современность.
Противоречие или взаимодополнение?
Иванова Светлана Васильевна,
учитель математики ГБОУ
гимназия № 74 Санкт-Петербурга.
У. Глессер в результате своих исследований пришел к выводу, что мы усваиваем
10% от того, что читаем;
20% от того, что слышим;
30% от того, что видим;
50% от того, что слышим и видим;
70% от того, что обсуждаем;
80% от того, что пережили;
90% от того, чему научили других.
Эти результаты показывают, что в традиционные методы обучения, основанные, в первую очередь, на чтении учебника, словесном объяснении учителя с соответствующими записями на доске и демонстрации наглядных пособий, не охватывают весь спектр дидактических возможностей.
Учебная деятельность, в широком смысле, охватывает все сферы жизни ребёнка и существует в самых разнообразных формах: от чтения книги и общения с товарищами до непосредственного участия в серьёзном научном проекте. Рассмотрим только одну из организационных форм обучения — урок.
В последнее время появилось достаточно большое количество различных методов, пытающихся сделать учебный процесс более эффективным. Уроки, организация которых основана на этих методах, условно можно разделить на две группы: информационно-репродуктивные и уроки проблемного обучения.

1) Уроки информационно-репродуктивного типа 

Цель информационно-репродуктивных методов — обеспечить ребёнку возможность полноценно усвоить определённые знания, умения и навыки, предложенные ему уже в готовом виде.
Учитель сообщает ученику определенные сведения, помогает связать их с ранее изученными и закрепить в общей системе, имеющихся у него знаний. При этом всё, что требуется от ребёнка, — это чёткое выполнение предписаний учителя.
Хорошо это или плохо? Хорошо то, что полезно для достижения поставленной цели. Содержательная лекция при наличии у слушателей соответствующей мотивации — идеальная форма обучения, позволяющая за минимальный срок передать максимальное количество знаний. Яркий монолог даже в безмолвствующей аудитории может иметь колоссальное воспитательное значение. Кроме того, существуют отдельные понятия и целые темы, относительно которых дискуссии с детьми не только нецелесообразны, а откровенно вредны.
Для проведения такого типа уроков учитель должен хорошо знать механизмы формирования новых понятий, методы, способствующие быстрому и прочному запоминанию, способы концентрации внимания.
Например, К.Д. Ушинский давал следующие указания: «Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были рассказаны только важнейшие черты событий, и, когда эти черты запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей. Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит мелочи и не заметит главного.
         Рассказав детям событие, делайте ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказа»[1]
Нужно отметить, что всё указанное выше, присутствует и в хорошем традиционном уроке. Какие же характеристики могут позволить отнести его к разряду современных альтернативных уроков, о продуктивности использования которых на урока основ православной культуры, говорилось в предыдущем разделе? — Это, во-первых, инновационные методы, приёмы и техники, используемые на разных этапах в зависимости от типа урока, во-вторых, — нестандартные формы проведения занятий.
По основной дидактической цели выделяют следующие типы уроков:
  • урок сообщения новых знаний;
  • урок закрепления;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.
На уроках сообщения новых знаний учитель может научить работать с текстами разного типа: художественными, научными, публицистическими, предложив определенный алгоритм действий, основанный на современных исследованиях, с помощью которого ребёнок сможет структурировать материал, выделить главную мысль, составить грамотный конспект.
Для лучшего усвоения материала на уроках систематизации, возможно предложить ребёнку информацию, полученную одним способом, представить  в другом виде.
Способы представления информации:
— вербальный;
— письменная речь;
— знаковые способы;
— рисунок;
— схема;
— таблица;
— карта.
На уроках закрепления может быть использована система опорных сигналов и т.д.
Оживить и сделать более привлекательными информационно репродуктивные уроки могут нестандартные формы их проведения.

 
Уроки сообщения
новых знаний
Лекция-визуализация (основное содержание лекции представлено в образной форме: в рисунках, графиках, схемах); лекция-консультация (приглашается грамотный специалист); лекция с применением игровых методов; урок-экскурсия; заочная экскурсия; урок-путешествие и т.д.
Уроки закрепления и
обобщения знаний
Различные виды игровых уроков; театрализованный урок; урок-турнир; викторины; тренинги т.д.
Уроки проверки и
коррекции знаний
Нестандартные тесты; урок взаимоконтроля; урок-соревнование и т.д.
  
2) Проблемные уроки 
Это уроки, основанные на методах, которые позволяют учителю, создавая (или выявляя) проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивать оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
Их использование даёт больше возможностей обеспечить личностно ориентированный подход в преподавании, что немаловажно для предмета, в котором воспитательные цели доминируют над обучающими.
Суть проблемного обучения заключается в том, чтобы не давать ребёнку готовой истины, а создавать условия для самостоятельного её постижения. По словам П.П. Блонского: «Обучать ребёнка — это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
В. Окунь даёт следующую характеристику преимуществ проблемного обучения:
  • Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
  • В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня.
  • Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
  • Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
  • Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.[2]
Наиболее полное своё выражение проблемное обучение получило в исследовательской деятельности учащихся и в методе проектов.
 
Исследовательский метод — это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.  (И.Я. Лернер)
Главное направление поиска — установление связей между учебной темой, учебным материалом и собственным жизненным опытом ребёнка.
Исследовательская деятельность в полном объеме состоит из следующих этапов:
  1. выявление и постановка проблемы;
  2. первичный сбор материалов, посвященных данной проблеме;
  3. выдвижение одной или нескольких гипотез;
  4. целенаправленный сбор материала по выделенным линиям исследования;
  5. анализ, собранного материала;
  6. подтверждение или опровержение, выдвинутых ранее гипотез;
  7. оформление результатов исследования.
Степень самостоятельности ребенка на каждом этапе определяется его личными возможностями.
 
Метод проектов также предусматривает наличие проблемы, требующей исследования, но, в отличие от предыдущего метода,  предполагает на выходе конкретный, практически значимый результат.
«В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению»[4].
 
Основные требования к учебному проекту:
  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации.
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
 
Исследовательская работа и работа в русле метода проектов является масштабной, трудоёмкой и растянутой во времени. Более того, при неумелом подходе к работе с этими методами можно, затратив массу сил и времени, получить ничтожный результат.
Из книги проф. Е.Г. Кагарова "Метод проектов в трудовой школе" (1926)
«Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют
  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • слабую разработанность методики проектной деятельности;
  • гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».  
Наиболее доступным и целесообразным на данном этапе является использование элементов исследовательской и проектной деятельности в рамках школьного урока. С их помощью можно придать уроку необходимую степень проблемности на каждом его этапе.
Предусматриваются различные уровни проблемности:
1-й уровень характеризуется тем, что учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень отличается тем, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её;
3-й уровень (самый высокий) предполагает доведение до обучаемых проблемной ситуации, а её анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
 
Виды проблемного урока

а) Урок-дискуссия

Это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения.
Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения её участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) анализ каждой их них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.
 
Требования к проведению дискуссии:
  1. Проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту учащихся, накопленному ими жизненному опыту.
  2. Учащимся необходимо владеть темой дискуссии, которая должна опираться на имеющиеся у них знания, опыт творческой и коммуникативной деятельности.
  3. Дискуссия должна развиваться по важным вопросам. Это спор по существу, в котором важны ценности, полученные учащимися в ходе него.
  б) Урок - проблемная лекция
 Лекция — это развёрнутое теоретическое рассуждение, анализ и обобщение конкретного материала.
Педагогические требования к лекции:
  1. Школьная лекция непременно должна включать в себя элементы беседы. В ходе лекции учителю приходится прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися.
  2. Учитель руководит конспектированием лекции, интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки.
  3. Лекция читается в медленном темпе.
  4. Перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.
  5. Изложение учебного материала в ходе школьной лекции на логические звенья с обязательным закреплением.  
Возможные виды лекционных занятий в проблемно-развивающем подходе:
— Лекция-диалог предполагает подачу содержания через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции или во время самостоятельной работы.
— Лекция — пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
— Лекция с применение игровых методов.

в) Урок-семинар

Урок-семинар — активная форма познания. На таком уроке школьники самостоятельно изучают материал по разным источникам, выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. Благодаря такой активной деятельности формируются умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
 
Семинары отличаются от других уроков:
  1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыками работы с литературой;
  2. изменением организации этапов обучения, например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
  3. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель — регулятивную и организаторскую.
Обязательным элементом на семинаре является коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала. Ведущими становятся поисковые и исследовательские методы обучения.
К проблемным видам семинарских занятий можно отнести:
—    семинар-дискуссию;
— семинар-взаимообучение. Ученики готовятся по нескольким вопросам, но каждый из них особенно тщательно изучает один из них. Затем в парах или группах ученики пересказывают друг другу содержание, обсуждают спорные моменты;
— «круглые столы». Форма, при которой и учитель, и учащиеся вкладывают в занятие максимальное количество информации с её последующей структуризацией;
— семинар-«чистая страница». В ходе семинара каждый ученик на листе бумаги с указанием своей фамилии должен сформулировать вопросы, замечания и дополнения к высказываниям товарищей. Тот, кто сдаёт учителю незаполненный лист, считается неподготовленным к занятию. Это повышает ответственность и активность всех обучаемых.

г) Урок-исследование

Урок-исследование отличается от исследования в полном объёме тем, что он должен вписаться в жесткие временные рамки. В связи с этим, изменятся уровень проблемы, требующей решения. Она должна быть более конкретной и определенной. На уроке отсутствует возможность изучения большого количества материала из разных источников, поэтому он заранее готовится учителем в оптимальном объёме. В течение урока не обязательно проходить все этапы исследования, часть из них может быть представлена учителем уже в готовом виде.
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика.
На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
При проведении уроков православной культуры нельзя излишне увлекаться оригинальностью формы занятий. Она не должна стать самоцелью. Во всём должна присутствовать мера, целесообразность, подчинённость главной цели. Важно помнить, что даже очень глубокие знания и самая тщательная подготовка будут бесплодными, если нам не удастся достичь доверительных отношений с детьми.
По словам прот. В. Зеньковского: «Вся полнота души, вся внутренняя сила ее насыщают слова и от них исходит тогда огневая сила. Но и то надо сказать: необходимо, чтобы те, кто слушают и такие даже слова, отнеслись к ним с открытой душой, принимали их без иронии, без насмешки или грубости. Нужен предварительный социальный «консонанс», нужно, чтобы установилось некое духовно-эмоциональное созвучие, и тогда простые, безыскусственные слова (впрочем и «напыщенная» речь действует, если она воспринимается, как искренняя) падают в душу слушающего, как огонь. В этом духовно-эмоциональном созвучии и есть вся тайна нашего «влияния».

Представим наглядно различия, сравнивая основные компоненты, традиционный и инновационный уроки, хотя это деление можно признать весьма условным.[5]
 
Элементы Традиционный урок Инновационный урок
Концептуальная основа Прямая трансляция знаний с опорой на полное подчинение ученика инициативе учителя. Взаимодействие на уровне однозначной реакции учеников на обучающие действии учителя. Ориентация на низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция. Трансляция знаний с опорой на развитие познавательного интереса. Ведущая инициатива учителя организует учебную активность учеников. Взаимодействие на уровне различных реакций учеников на исследовательскую и творческую деятельность, организованную учителем. Введение новых форм деятельности, ориентация на самостоятельность, развитие оснований творческого мышления.
Цели Формирование знаний, умений и навыков, жестко алгоритмизированное мышление. Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации изучаемых знаний, поисковой деятельности, гибко алгоритмизированное мышление.
Содержание учебного материала Максимальный объем систематизированных и доступных знаний строго соответствует содержанию учебного предмета. Фактологический характер информации. Знания точные и полные, но однозначны закрыты, линейны, полностью не зависят от ученика, в основном, требуют работы памяти. Сокращение объема информации, обращение к частично преобразованному содержанию изучаемого материала с ориентацией на открытие, размышление, осмысление, самореализацию личности. Усвоение зависит не только от памяти, но и от воображения, умственных действий учащихся.
Характер и методы учебной деятельности Информационно-репродуктивный: изучение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение; монологи учителя и учеников, катехизисный (с заданными «правильными» ответами) диалог. Опора на внешние стимулы мотивации познавательной деятельности.
 
 

 
Информационно-развивающий, проблемно-поисковый: изучение знаний, требующих исследования, «открытие заново», проектировочных умений, навыков взаимообучения. Методы: совместного проектирования, коллективного взаимодействия, оценочно-дискусионной, рефлексивной деятельности. Опора на более осмысливаемые учениками содержательные «точки опоры» в содержании изучаемого материала, приближением к стимулированию мотивации личностного саморазвития.
Деятельность учителя по управлению усвоением материала Учитель определяет цель урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников. Совместная деятельность учителя и учеников в областях целеполагания, планирования, анализа и оценивания результатов при ведущей деятельности учителя.
Формы учебного процесса Урок сообщения новых знаний, закрепление, проверки; лекции, семинар, практическое занятие, контрольная работа. Уроки с измененными способами организации, с игровой основой, уроки предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся. Предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Слабая обратная связь. Переход учителя к совместной оценочной деятельности. Ослабление предсказуемости результатов обучения. Усиление обратной связи. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся.
 
Литература:
  1. Окунь В. «Введение в общую дидактику», М, 1990 г.;
  2. М.В. Величко «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2006 г.;
  3. Н. Пестов «Православное воспитание детей», М , 1999
  4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок» (часть 1-2),
    Ростов н/Д, 2005г.;
  5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок. Проблемные уроки», Ростов н/Д, 2006г.;
  6. Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок. Альтернативные уроки», Ростов н/Д,, 2007г.;
  7. Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок. Инновационные уроки», Ростов н/Д, 2007г;

[1]Цит. по  Н. Пестов «Православное воспитание детей»
[2] Окунь В. «Введение в общую дидактику», М, 1990 г.
[3] Цит. по  Н. Пестов «Православное воспитание детей»
[4] М.В. Величко «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2006 г.
[5] В основу взята классификация С.В. Кульневича, Т.П. Лакоцениной.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»