Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Исследовательская работа в школе: проблемы и решения
 
Иванова Марина Ивановна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
 Приморского района Санкт-Петербурга
 
 
Учение - это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь.
Совершение поступков — это демонстрация того, что ты действительно знаешь это.
Обучение - это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты.
Все мы учащиеся - исполнители, учителя, обучающие.
Ты лучше всего учишь тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому.
Ричард Бах
 
Работа педагога, без сомнения, не проста, но дети, как говорят, это «цветы жизни». Чтобы эти «цветы» не завяли, не потеряли своего стремления к познанию этого мира, а наоборот, расцвели и знали, как применять в жизни приобретенные навыки и умения, необходимо развивать их творческий потенциал. По этой причине особое место в системе обучения занимает работа над развитием исследовательской деятельности учащихся, ведь именно в этом виде деятельности можно наиболее многогранно раскрыть все возможности и способности ребенка и настроить его на достижение дальнейших вершин.
Цель, которую я для себя сформулировала, звучит так: формирование умения практического применения творческих способностей учащихся через работу над практическим исследованием в совокупности с изучением иностранного языка.
Процесс работы с учеником над его исследованием мне представляется как своего рода приключение. Учащийся является капитаном корабля, который стремится в путешествие в поисках острова сокровищ, и для достижения своей цели ему приходится решить ряд задач. Само собой разумеется, что ученик без какой-либо веской причины не отправится в этот нелегкий путь, ему необходима мотивация. Но на этом трудности не заканчиваются. Конечно, в пути учащегося ожидают некоторые проблемы, которые могут ему помешать достичь цели. Здесь ему требуется помощь опытного наставника, которым выступает учитель. Вооружившись ключевыми принципами, ученик и учитель успешно достигают цели своего путешествия. Теперь учащийся овладевает не только материальной наградой, чем может выступать готовая работа, хорошая отметка или диплом, но и приобретает более ценное сокровище – знания, умения и навыки, которые он может уже применить в реальной жизни, а также поделиться ими с другими.
В ходе решения данной цели мною были поставлены ряд задач. Среди них хотелось бы особо отметить расширение эрудиции учащихся, формирование умения использовать иностранный язык как средство для получения информации и формирование потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности
Ведущим принципом, которым я руководствуюсь, является личностно ориентированное обучение. Понимая, что у всех интересы абсолютно разные, и писать на тему, которая чужда этим интересам, весьма трудно и часто непродуктивно, я никогда не ограничиваю учащихся в выборе темы для своего исследования. Я лишь направляю, подсказывая возможные варианты, будь то традиционные темы, такие как история, страноведение, литература, или не совсем, такие как мода, современное искусство, молодежный слэнг и др. Таким образом, учащиеся имеют возможность продолжать изучать то, что им интересно, параллельно совершенствуя свои знания, навыки и умения по предмету.
Еще один важный для меня принцип - это партнерство. Что же такое партнерство в обучении? На мой взгляд, в первую очередь это взаимоуважение в отношениях учителя и ученика. Также необходимо понимать, что никто не застрахован от ошибок. Необходимо всегда относится с терпением к совершаемым учениками ошибкам и не бояться признавать свои ошибки. Необходимо проявлять понимание к мнению ученика и не навязывать свое, тогда и процесс обучения будет происходить продуктивней и с большей пользой.
При проектной, или исследовательской работе учитель часто сталкивается с различными проблемами. Например, отсутствие интереса у учеников к работе над исследованием, ребята часто не знают, с чего начать работу, у них отсутствует опыт реальной поисковой работы (большинство учащихся используют только материал «Википедии»). Помимо этого одной из важнейших трудностей является плагиат. К сожалению, современное поколение пытается максимально облегчить свой труд, зачастую используя неправильные методы. Часто учащиеся копируют информацию из интернета, даже не вникая в суть, иногда выдают чужую работу за свою. Также среди распространенных проблем во время представления своей работы публике можно отметить недостаточный словарный запас, неуверенность учеников в своих силах и боязнь публичного выступления.
Какие же способы для решения данных проблем можно использовать? Чтобы заинтересовать ученика нужно дать ему возможность самому выбрать тему исследования или творческой работы. Чтобы побороть неуверенность в своих силах, учащимся, испытывающим трудности в обучении, можно предложить работать в группе учеников, обладающих разной степенью умений и навыков в различных областях. Когда они работают вместе, они дополняют друг друга, а также учатся друг у друга.
Для того, чтобы избежать случаев плагиата и научить детей самих добывать знания, мною была разработана своя система работы с учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью. Она включает в себя следующие этапы: определение тематики работы, ее цели и задач; поиск информации как на русском языке, так и на английском с ссылками на источники; отбор подходящего материала; обсуждение возможных путей практического применения или доказательства полученной информации; представление выводов; планирование структуры работы и написание ее на русском языке; перевод полученной работы на английский язык; редактирование; создание презентации исследовательской работы; подготовка к ее защите.
Мотивирующим фактором для работы над исследовательской и проектной деятельностью может послужить желание ученика добиться признания в различных конкурсы и конференциях, которые проводятся как в рамках школ, так и в рамках района и города.
Благодаря выработанной системе и применения на практике указанных выше рекомендаций, наблюдаются следующие положительные тенденции:
1)             увеличение кол-ва учащихся занимающихся исследовательской деятельностью;
2)             возросло кол-во учащихся, желающих быть вовлеченными в такую работу;
3)             в результате использования данной системы среди моих учащихся, успешно справившихся с поставленной задачей, было несколько победителей школьной научно-практической конференции, а также победители районных и городских конкурсов;
4)             многие учащиеся отмечают заметную динамику в совершенствовании знаний, навыков и умений не только по английскому языку, но и способность использовать их при работе с другими предметами.
Конечно, исследовательская работа требует большой работы и со стороны ученика, и не меньших усилий со стороны учителя, который должен постоянно направлять, пояснять и помогать ученику в достижении его цели. Но результат невозможно недооценивать, ведь таким образом, происходит важный процесс, когда рецептивные знания преобразуются в продуктивные навыки и умения. Перед учеником более четко выстраивается цель его обучения, приходит понимание того, таким образом, полученные знания, навыки и умения можно применять в реальной жизни.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»