Воспитание младших школьников посредством расширения образовательного пространства
Попова Елена Вячеславовна,
Васильева Марина Леонидовна,
ГОУСОШ №561(VIIвида) Калининский район.
Школа будущего – это школа развития индивидуальности, выявления дарований и талантов детей, обогащения интеллектуального, творческого потенциала каждого из них. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание духовно богатого молодого поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, обладающего чувством политической и нравственной ответственности. Воспитание учащихся борцами за мир, за выживание человечества, за сохранение планеты, нашего общего дома.
Можно выделить достаточно широкий круг проблем, который так или иначе связан с воспитанием подрастающего поколения: это и недостаточное материально – техническое обеспечение школ и дошкольных учреждений, проблема медицинского обслуживания детей и матерей, высокий процент разрушенных семей, рост сиротства и числа детей с ослабленным здоровьем, скудность культурной жизни детей, рост детской преступности , наркомании и токсикомании. Вызывает тревогу безграмотность родителей в правовых вопросах и вопросах воспитания детей. Так, с одной стороны занятость родителей, с другой стороны – нежелание их работать, в том и другом случае приводит к недостаточному вниманию родителей к вопросам воспитания и всестороннего развития собственного ребенка.
С учетом современных требований к воспитанию и имеющихся в нем проблем, родилась идея создания и реализации воспитательной программы, которая решала бы основные задачи воспитания посредством мероприятий, расширяющих образовательное пространство. Название «Музейная педагогика» не новое, а содержание можно наполнить с учетом современных требований и возрастных особенностей детей.
При организации работы над программой были определены следующие основные задачи:
1.Формировать гражданско-патриотические чувства у детей
2.Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев и окружающей природы
3.Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4.Помочь детям овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности
5. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
6.Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства
7.Воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры
8.Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.), частью которого он сам является
9.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
10.Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
11.Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
12. Приобщать родителей к процессу воспитания детей посредством собственного участия на каждом этапе реализации программы
Система данной работы в рамках программы включает в себя 3 этапа:
Подготовительный |
Экскурсионный |
Итоговый |
1. Подготовительная работа дома, в классе (до посещения музея или проведения мероприятия…) 2. Планирование работы (по организации мероприятия, посещения музея…) |
1. Проведение (занятия, прогулки, похода, экскурсии) 2. Самостоятельная работа учащихся (вовлечение в процесс, в том числе в проектную деятельность) 3. Игровое занятие |
1. Работа на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности после посещения музея 2. Повторное посещение музея |
Система взаимодействия с музеями города включает в себя 3 блока:
Познавательный блок |
Гуманитарный блок |
Художественно – эстетический блок |
1. Зоологический музей 2. Музей Арктики и Антарктики 3. Планетарий 4. Музей космонавтики 5. Музей гигиены 6. Геологоразведочный музей 7. Ботанический музей 8. Музей воды |
1. Детский исторический музей 2. Музей – квартира А. С. Пушкина 3. Петропавловская крепость 4. Исаакиевский собор 5. Домик Петра I 6. Дворец Петра I 7. Музей истории хлебопечения 8. Кунсткамера |
1. Петербургский музей игрушки 2. Государственный Эрмитаж 3. Государственный Русский музей 4. Музей – квартира имени Римского Корсакого 5. Музей музыкальных инструментов 6. Петербургский музей кукол |
Зачем же она нужна, музейная педагогика?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания. Она может помочь ребенку стать творческой личностью. Она помогает формировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Становится неинтересно писать на стенках лифтов или в подъездах. Интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.
Конечно, нельзя думать, что после реализации данной программы у всех детей отрастают ангельские крылышки. Все не так просто и безмятежно, есть масса подводных камней, множество проблем и вопросов. Так, например, родители являются немаловажным звеном, которое может как помочь, так и затормозить процесс воспитания. Огромное значение имеет работа педагога, направленная на просвещение родителей в вопросах воспитания, доведение до понимания родителей необходимости, важности и значимости планируемых мероприятий, вовлечение их в планирование, организацию и проведение, организация совместных семейных конкурсов и выставок, организация «дня открытых дверей», индивидуальных консультаций, совместное обсуждение волнующих вопросов воспитания.
Многие препятствия можно преодолеть, если понимать, какие горизонты в процессе воспитания детей могут открыться.