Родительское собрание
Какие они – трудные дети?
Першина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №200
с углубленным изучением финского языка
Санкт-Петербурга
Цель:
Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общении с трудными детьми.
Предварительная подготовка
Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение1)
:
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.(Слайд 1)
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.
Вопросы для дискуссии:
- Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?
- Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?
- Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
- О проблемах в общении говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося мусор из избы?(Слайд 2)
II. Трудный ребенок... Что за этими словами, какой он?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного
ребенка.
Кто он – трудный ребёнок? (Слайд 3)
- не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес
- родители мало обращают внимания на ребёнка;
- трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;
- ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.
- ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;
Классный руководитель. Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.
III. Классный руководитель знакомит родителей с анкетой, которую заполняли учащиеся класса.(Слайд 4, 5, 6)
IV. Работа родителей в группах.
Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин трудного поведения детей. Родители работают в группах в течение пяти минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.
V. Причины нарушений в поведении ребенка.
Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая - борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.(Слайд 7)
Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.
Причина четвёртая - желание мщения. (Слайд 8)
Ребенок может мстить:
1. за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
2. унижение друг друга членами семьи;
3. разводы и появление в доме нового члена семьи;
4. несправедливость и невыполненные обещания;
5. чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Меры воздействия (Слайд 9)
- Хочется посоветовать как можно больше времени проводить своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.
- Нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.
Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны разъясняться ребенку.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном. (Приложение 2.)
Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.
Подведение итогов.
Обсуждение с родителями притчи о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».(Слайд 10)
_______Приложение 1_______________________________________________
Анкета для детей
1.Если ты задержишься после школы, то
А) твоё объяснение опоздания выслушают
Б) на твоё опоздание не обратят внимания
В) тебя отругают
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
А) ты сразу расскажешь об этом родителям
Б) ты расскажешь об этом, но выберешь для этого подходящий момент
В) ты вообще об этом не расскажешь
3. За плохую отметку тебя:
А) отругают
Б) посочувствуют
В) накажут
4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А) молчать
Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав
В) оправдываться
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
А) согласишься с этим
Б) промолчишь
В) будешь доказывать свою правоту
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А) простишь, если они попросят прощения
Б) молча, проглотишь обиду
В) накажешь своих обидчиков при удобном случае
7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься:
А) родителям
Б) друзьям
В) посторонним людям
8. Если в доме гости:
А) ты вместе со всеми за столом
Б) ты в своей комнате
В) ты получаешь возможность уйти из дома
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А) соглашаются
Б) не обращают на это внимание
В) не соглашаются
Г) не знаю
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А) дома
Б) в школе
в) с друзьями