Программа развития культуры
толерантности у младших школьников
Лаась Оксана Леонидовна
Дата принятия решения о разработке программы:Дата утверждения (наименование и № соответствующего нормативного акта):
Разработчик программы:
Цели программы: формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата коллектива. Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Основные задачи: формирование представлений ребенка о себе, как уникальной, самоценной, неповторимой личности; организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения; реабилитация школьника с агрессивным, девиантным поведением;
повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.
Сроки и этапы реализации:
1 этап__________________ разработка научно методических основ формирования толерантного сознания.
2 этап__________________ внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития.
3 этап_________________ обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.
Основные направления работы:
- Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.
- Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного сознания, прививающего нормы поведения «человек среди людей».
- Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитания толерантности.
- ребенок успешно взаимодействует в коллективе;
- ребенок противостоит нетолерантным отношениям;
- ребенок социально адаптирован.
Методы достижения: творческие; методы создания воспитательных ситуаций; информационно-развивающие; тренинги; соревнования; беседы; практикумы.
В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:
· понятие «толерантность» обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания; как основа новой социальной идеологии, включающей понятия «личность», «семья», «гражданственность», «активная жизненная позиция», «общество»;
· необходимо развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.
Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предназначена для реализации в 1—4-м классах и предусматривает следующее содержание деятельности по формированию толерантности:
1.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
2.Понимание детьми принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
3. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4.И как результат, приобщение ребенка к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
5. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
6. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
· осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;
· осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
· осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
· осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других,
· проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
· определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
· развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
· углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.
Средства воспитания толерантного поведения:
· всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
· гармонизация отношений (ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, семья - ребенок - школа - социум) с целью постижения детьми сложной науки - науки жить среди людей;
· культивирование ценности другой точки зрения через игру, как естественную детскую потребность:
· концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
· использования заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
· примеры великого братства народов, подвигов во имя людей;
· знакомство с сегодняшними войнами и их последствиями: беженцы, гуманитарная помощь и др. - открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;
· организация детских праздников - богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Поэтому предлагаемая программа представляет собой СИСТЕМУ воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении четырех лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
1-й класс, «Я и моя семья».
2-й класс, «Ты, да я, да мы с тобой».
3-й класс, «Вместе лучше!».
4-й класс, «Учимся договариваться».
1 класс "Я и моя семья"
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
- возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
- безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.
Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи воспитательного процесса в 1 классе:
- Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
- Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
- Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
- Помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.
Предлагаемые формы работы | |
Сентябрь | Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с ребенком). |
Октябрь | Утренник "В гостях у Осени" (В рамках программы по окр миру). |
Ноябрь | Классный час "Моя семья" (выставка рисунков, семейные газеты, "круглый стол") |
Декабрь | Праздничный концерт "Новогодняя карусель". Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку "Мастерская Деда Мороза". |
Январь | Классный час "На кого я хочу быть похожим"(беседа) |
Февраль | Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса |
Март | Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые" (форма проведения: утренник) |
Апрель | "Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей). |
Май | Игра - марафон "Веселый поезд". |
Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи воспитательного процесса во 2 классе:
- обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
- обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
- воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- Формирование традиций классного коллектива.
Предлагаемые формы работы | |
Сентябрь | Диагностика учащихся (анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. |
Октябрь | Аукцион "Книга рекордов нашего класса". |
Ноябрь | Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " |
Декабрь | Читательская конференция по сказкам А.С. Пушкина,Г. Х. Андерсена Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". |
Январь | Классный час "Я и мое имя" (беседа). |
Февраль | Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". |
Март | Конкурс "Мисс и мистер класса". |
Апрель | Классный час "О дружбе"(диспут). |
Май | КВН "Наш класс". |
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи воспитательного процесса в 3 классе
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Предлагаемые формы работы | |
Сентябрь | Классный час "Культура мира. Человек среди людей" (заочное путешествие) |
Октябрь | Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки". |
Ноябрь | История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. |
Декабрь | Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". |
Январь | Классный час "Мы - команда одного корабля" (викторина) |
Февраль | Праздник "Масленица" (совместно с родителями), «Парад войск». |
Март | Читательская конференция по сказкам народов мира "По дорогам сказок" (совместно с поселковой библиотекой) |
Апрель | Классный час "Стремись делать добро" (беседа) |
Май | Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". |
4 класс "Учимся договариваться"
Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи воспитательного процесса в 4 классе
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.
Предлагаемые формы работы | |
Сентябрь | Диагностика ("Наши отношения"). Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы). |
Октябрь | Психологическая игра "Необитаемый остров". |
Ноябрь | Домашняя игротека |
Декабрь | Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...". |
Январь | Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта" (ролевая игра). |
Февраль | Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений |
Март | Классный час "Учимся договариваться". |
Апрель | Классный час "Улыбка и смех приятны для всех"(викторины, конкурсы). |
Май | Игровая программа "Час общения" (по станциям). |