Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Программа развития культуры
толерантности у младших школьников

Лаась Оксана Леонидовна
Дата принятия решения о разработке программы:
Дата утверждения (наименование и № соответствующего нормативного акта):
Разработчик программы:
 
Цели программы: формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата коллектива. Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Основные задачи: формирование представлений ребенка о себе, как уникальной, самоценной, неповторимой личности; организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения; реабилитация школьника с агрессивным, девиантным поведением;
повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.
Сроки и этапы реализации:
    1 этап__________________ разработка научно методических основ формирования толерантного сознания.
2 этап__________________ внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития.
  3 этап_________________ обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.
Основные направления работы:
  1. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.
  2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного сознания, прививающего нормы поведения «человек среди людей».
  3. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитания толерантности.
Ожидаемые конечные результаты: становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность со сформированным понятием толерантного отношения в обществе.
  • ребенок успешно взаимодействует в коллективе;
  • ребенок противостоит нетолерантным отношениям;
  • ребенок социально адаптирован.
Система организации контроля за ходом исполнения программы: общий контроль за исполнением программ осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели.
Методы достижения: творческие; методы создания воспитательных ситуаций; информационно-развивающие; тренинги; соревнования; беседы; практикумы.
 
В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:
·  понятие «толерантность» обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания; как основа новой социальной идеологии, включающей понятия «личность», «семья», «гражданственность», «активная жизненная позиция», «общество»;
·  необходимо развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.
Программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» предназначена для реализации в 1—4-м классах и предусматривает следующее содержание деятельности по формированию толерантности:


1.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
2.Понимание детьми принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
3. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4.И как результат, приобщение ребенка к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
5. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
6. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
·  осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;
·  осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
·  осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
·  осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других,
·  проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
·  определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
·  развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
·  углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.
 
Средства воспитания толерантного поведения:
·  всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
·  гармонизация отношений (ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, семья - ребенок - школа - социум) с целью постижения детьми сложной науки - науки жить среди людей;
·  культивирование ценности другой точки зрения через игру, как естественную детскую потребность:
·  концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
·  использования заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
·  примеры великого братства народов, подвигов во имя людей;
·  знакомство с сегодняшними войнами и их последствиями: беженцы, гуманитарная помощь и др. - открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;
·  организация детских праздников - богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Поэтому предлагаемая программа представляет собой СИСТЕМУ воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.
 
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении четырех лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
1-й класс, «Я и моя семья».
2-й класс, «Ты, да я, да мы с тобой».
3-й класс, «Вместе лучше!».
4-й класс, «Учимся договариваться».
1 класс "Я и моя семья"
 Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
  • возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
  • безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Учитывая эти возрастные особенности, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что - то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.
Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи воспитательного процесса в 1 классе:
  • Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
  • Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
  • Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
  • Помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.
 
Предлагаемые формы работы
Сентябрь Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с ребенком).
Октябрь  Утренник "В гостях у Осени" (В рамках программы по окр миру).
Ноябрь Классный час "Моя семья" (выставка рисунков,  семейные газеты, "круглый стол")
Декабрь Праздничный концерт "Новогодняя карусель". Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку "Мастерская Деда Мороза".
Январь Классный час "На кого я хочу быть похожим"(беседа)
Февраль Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса
Март Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые" (форма проведения: утренник)
Апрель "Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей).
Май Игра - марафон "Веселый поезд".
 
2 класс "Ты, да я, да мы с тобой"
Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи воспитательного процесса во 2 классе:
  • обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
  • обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
  • воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
  • Формирование традиций классного коллектива.
 
Предлагаемые формы работы
Сентябрь Диагностика учащихся (анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса.
Октябрь  Аукцион "Книга рекордов нашего класса".
Ноябрь Диспут "Легко ли быть настоящим другом? "
Декабрь Читательская конференция по сказкам А.С. Пушкина,Г. Х. Андерсена Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль".
Январь Классный час "Я и мое имя" (беседа).
Февраль Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья".
Март Конкурс "Мисс и мистер класса".
Апрель Классный час "О дружбе"(диспут).
Май КВН "Наш класс".
 
3 класс "Вместе лучше!"
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи воспитательного процесса в 3 классе
  • воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
  • формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Предлагаемые формы работы
Сентябрь Классный час "Культура мира. Человек среди людей" (заочное путешествие)
Октябрь  Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки".
Ноябрь История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания.
Декабрь Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки".
Январь Классный час "Мы - команда одного корабля" (викторина)
Февраль Праздник "Масленица" (совместно с родителями), «Парад войск».
Март Читательская конференция по сказкам народов мира "По дорогам сказок" (совместно с поселковой библиотекой)
Апрель Классный час "Стремись делать добро" (беседа)
Май Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья".
 
 
4 класс "Учимся договариваться"
Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
 
Задачи воспитательного процесса в 4 классе
  • создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.

 
Предлагаемые формы работы
Сентябрь Диагностика ("Наши отношения"). Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы).
Октябрь  Психологическая игра "Необитаемый остров".
Ноябрь Домашняя игротека
Декабрь Пресс - конференция (с участием родителей)
"Однажды в моем классе...".
Январь Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта" (ролевая игра).
Февраль Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений
Март Классный час "Учимся договариваться".
Апрель Классный час "Улыбка и смех приятны для всех"(викторины, конкурсы).
Май Игровая программа "Час общения" (по станциям).
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»