Речевой этикет на уроках русского языка
и общая культура младшего школьника
Бойко Ирина Викторовна
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь младших школьников не отвечает этим качествам. Современная программа по русскому языку для начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения. Забота об этом переложена целиком на школу. Я решила, уже в первом классе на уроках русского языка начать работу по повышению речевой культуры. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ещё, как правило, не засорён словами-паразитами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель ведёт основные предметы, и это позволяет ежедневно, ежечасно наблюдать и корректировать речь ученика.
С чем же приходят дети в школу? Я пыталась провести небольшое исследование, установить с каким запасом вежливых слов приходит ребёнок в школу и как использует свои знания в повседневной жизни. Наблюдала за детьми во время их прихода в школу, поведения в раздевалке, в столовой, в общении с товарищами, с учителями разных дисциплин, с техническими работниками и т. д. Свои наблюдения я записала в таблицу. Получились определённые выводы. Оказалось, что все дети знают вежливые слова, большая часть детей класса употребляет их в повседневной речи. Но были и такие, которые знают вежливые слова, но не употребляют их в речевом этикете. Таких детей я взяла на заметку. Так же я обратила внимание на то, что дети, которые не употребляли в своей речи вежливые слова, имели трудности в общении, часто конфликтовали и ссорились со сверстниками. Я просила школьного врача, библиотекаря и т.д. зайти в класс на перемене, чтобы проверить умение и привычку приветствовать человека, с которым дети знакомы, но общаются реже, чем со своим учителем и товарищами. Так же мы разбирали разные ситуации, например, как попросить книгу, игрушку у мамы, учителя или товарища. Читали разные рассказы для детей, находили ошибки в поведении у героев, разбирали их.
Если постоянно напоминать детям о том, что нужно быть вежливыми, не конфликтовать, говорить вежливые слова, разбирать различные ситуации правильного поведения, то ребята (в большей степени) постепенно начинают себя контролировать, учатся речевому этикету и общей культуре.