Краеведческий подход в организации воспитательной и развивающей работы в группе продленного дня
Кузнецова Евгения Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №223
с углубленным изучением немецкого языка
Кировского района Санкт-Петербурга
Преобразования в России сопровождаются распадом системы прежних социальных и общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества.
В этих условиях образование и воспитание становятся острейшей объективной потребностью, необходимой предпосылкой дальнейшего позитивного развития страны.
В «концепции модернизации российского образования» четко заявлено о том, что воспитание является первостепенным приоритетом в педагогике. Новое качество образования – это его ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но, в первую очередь, на развитие его личности (1, с.14).
Сегодня перед педагогикой стоит концептуальная задача – создание целостной личностно-ориентированной теории гуманистического воспитания. Школьное краеведение – одна из фундаментальных дисциплин в решении этой задачи.
Современная педагогика, решая задачи воспитания и социализации ребенка, активно включает краеведческий подход в учебно-воспитательный процесс, так как краеведение позволяет создать для ребенка условия постепенного исследования и изучения окружающей его жизни: я – мой дом – мой город – моя страна – моя земля.
Для учащихся начальной школы изучение родного города имеет особое значение. Город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни (2, с. 51). Ребенку сложно сделать свой – индивидуальный выбор. А изучение школьного краеведения в младшем школьном возрасте, способствует формированию системы мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к миру, к деятельности, к людям, создает условия для развития культуры чувств - особого феномена, являющегося следствием социального развития человека.
Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга на занятиях в группе продленного дня (далее ГПД) предоставляет неисчерпаемые возможности для исследования и изучения окружающей среды, для формирования у юных петербуржцев представлений о родном городе
Развивающие возможности краеведческого курса в условиях ГПД заключаются в том, что учащиеся будут изучать свой город, активно осваивая его на практике в процессе многочисленных экскурсий, прогулок, наблюдений, специально смоделированных ситуаций, способствующих выработке адекватного поведения, формированию умений самостоятельно принимать решение, давать нравственные оценки поступкам. Все это позволит воспитанникам ГПД легче адаптироваться к самостоятельной жизни в условиях большого современного города.
Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга в ГПД является одним из важнейших средств развития познавательной деятельности младших школьников. В ходе проведения экскурсий и организации наблюдений на пришкольном участке, в ближайшем микрорайоне, в городе дети могут расширять свой социальный опыт, на практике использовать полученные ранее знания, участвовать в исследовательской деятельности. Это позволит решать такие развивающие задачи как обучение анализу, сравнению, обобщению, различению явлений и понятий.
Учитывая целесообразность проведения развивающей и воспитательной работы с младшими школьниками в рамках группы продленного дня на краеведческом материале, была разработана программа «Знай и люби свой город» имеющая социально-педагогическую направленность. Она ориентирована на приобщение детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) к истории и культуре родного города, составлена на основе программы Ермолаевой Л.К. «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов для учащихся основной школы. Образцы итоговых заданий. СПб.: СМИО Пресс, 2002.», рекомендованной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга согласно распоряжению КО № 04-3210/07 от 31.07.2007 г.
Актуальность программы
На занятиях по программе «Знай и люби свой город», построенной на богатом материале по истории и культуре СПб, в занимательной и игровой формах дети знакомятся с городом и районом, в котором они живут, что способствует развитию умения ориентироваться в городском пространстве, воспитанию общечеловеческих ценностей и развитию личности ребенка.
Новизна программы и ее отличительные особенности заключаются в следующем:
- в использовании адаптированных для детей младшего школьного возраста карт-схем СПб авторской разработки;
- в использовании ролевых игр, игр-действий, театрализаций, викторин;
- в использовании раскрасок с изображениями архитектурных и скульптурных памятников СПб со стихотворными текстами и картонных макетов зданий Петербурга («Умная бумага», собирают дети);
- в использовании презентаций авторской разработки;
- в использовании занимательного материала, составленного с целью уточнения, закрепления и диагностики освоения каждой темы программы;
- в ознакомлении с историей и современностью Кировского района.
Педагогическая целесообразность
Освоив программу «Знай и люби свой город», дети будут знать правила поведения горожанина-петербуржца; у них сформируется осознанное отношение к памятникам СПб. Они лучше узнают историю родного города, смогут ориентироваться в его пространстве, расширят свой социальный опыт представлениями о самых известных достопримечательностях СПб.
Цели и задачи обучения
Целью программы является формирование нравственных принципов взаимодействия человека с городом.
Задачи
Образовательные
- познакомить маленьких горожан с терминологией:
- городская среда: улица, проспект, переулок, площадь, набережная, общественные и жилые здания, сады и парки, фонари, решетки, скульптурные украшения, мосты;
- элементы улицы: мостовая, тротуар, пешеходная дорожка, светофор;
- географические термины: карта, река, залив, море, канал, пруд, остров, дельта реки, исток, устье, русло, стороны света и др.
- познакомить со спецификой Города как среды обитания;
-
сформировать представление о городе как сложном организме;
Развивающие
- способствовать развитию наблюдательности;
- формировать умение ориентироваться по упрощенной карте-схеме;
-
развивать познавательный интерес младших школьников к изучению истории и культуры своего города;
Воспитательные
- способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам нашего города;
- формировать потребность соблюдения правил поведения горожанина-петербуржца.
Программа рассчитана на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в течение четырех лет. Занятия по программе проводятся на протяжении 2 лет.
За это время проводились:
- диагностика усвоения материала, как отдельных тем программы, так и разделов 1 и 2 годов обучения;
- мониторинг уровня воспитанности детей, посещающих ГПД;
- анализ наблюдений за развитием детей;
- мониторинг удовлетворенности родителей воспитательным процессом в ГПД.
Анализ проведенной диагностики позволяет утверждать, что изучение программы «Знай и люби свой город» способствует положительной динамике в нравственном воспитании, содействует формированию познавательных интересов, помогает в интеллектуальном развитии учащихся, что в целом положительно сказывается на развитии личности каждого воспитанника группы продленного дня.
Список литературы
- Кантор В. З., Пеннин Г.Н. Концептуальные подходы современной педагогики как ориентиры коррекционного воспитания в семейной среде.// Семья и здоровье ребенка. Материалы ХII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети» 20-22 апреля 2005 г., СПб., С.14-20.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. для студ. высш. и сред. пед. заведений/ С.А. Смирнова.- 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 512с.