Патриотическое воспитание младших школьников
В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как патриотизм, приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на работу учителя начальных классов.
Еще несколько лет назад из сферы патриотического воспитания подрастающего покаления насильственно изымался огромный культуроносный пласт – уклад народной жизни, носитель неповторимой русской ментальности.
В последние годы, как известно, положение несколько изменилось. Теперь стало очевидным, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня наконец мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной школы.
Возможность приобщения учащихся к духовному опыту великого творческого наследия наших предков даёт учебный курс литературного чтения в начальных классах. Учащиеся знакомятся с былинами, с текстами житийной литературы, читают отрывки из древнерусских повестей.
Весьма полезно привлечь к урокам литературного чтения и дополнительный материал, который поможет направить усилия учителя в созидательном направлении: раскрыть перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.
1. Через уроки
Начиная с первых дней ребенка в школе, через уроки обучения грамоте, мы даём представление о Родине, о столице, о своём родом городе. Пословицы, поговорки, загадки подбираются на данную тему. В дальнейшем в течении всех лет обучения в начальной школе учебник Литературного чтения открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки, заклички, колыбельные, народные песни.
На уроках математики используется дополнительный краеведческий материал при составлении задач и в устном счёте.
На уроках русского языка используем предложения о Родине и малой Родине. В минутках чистописания включаем стихи о Санкт-Петербурге.
Через уроки окружающего мира, начиная с первого класса, красной нитью проходит тема: «Моя Родина». На уроках дети узнают о гербе и флаге, их символическом значении, гимне России и тд. Одной из целей этих уроков является выработка у детей понятия, что гражданин – это житель страны, который уважает и соблюдает её законы, независимо от национальной принадлежности, что является особо актуальным. Учителя начальной школы уделяют большое внимание воспитанию толерантного отношения к сверстникам разных национальностей.
2. Внеурочная деятельность
В план воспитательной работы включены беседы по ознакомлению младших школьников с государственными символами. В каждом классе для наглядности к этим беседам созданы уголки «Моя Родина»
Важным считаем изучение курса «История СПб», который позволяет ребятам узнать свой город, понять его и полюбить. На занятиях мы воспитываем бережное отношение к своему району, знакомим с его историей. Приучаем ребят к работе с дополнительной литературой при подготовке докладов о достопримечательностях нашего города. Созданы уголки «Мой город».
Огромное значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии по изучении родного Санкт-Петербурга и его пригородов, начиная с тем первых экскурсий: «Как возник наш город», «Домик Петра I», «Мифы и легенды нашего города», «Мосты повисли над Невой» и заканчивая современным обликом города.
Каждый год ученики начальных классов участвуют в военно-патриотических мероприятиях, посвященных памятным дням Блокады, 23 февраля, 9 мая: встреча с ветеранами войны, участие в концертах, в параде исторических войск, возложение цветов у памятников по дороге жизни.
Одной из самых эмоциональных и запоминающихся экскурсий была поездка в Осиновец, в музей «Дорога жизни» и экспозиции военной техники под открытым небом. Отсчет километров героической дороги дети начинали буквально за порогом школы – дома, с которого начинается Родина для наших учеников(стихотворение Степанова из книги «Моя Родина – Россия».