Методическая разработка классного часа:
«Путь к здоровью, силе, бодрости «Банное сражение»
(для учащихся 1- 2 классов)
Аввакумова Альфия Умаровна
учитель начальной школы ГБОУ СОШ № 354 г. Санкт-Петербурга
«Здоровье – бриллиант,
который легко потерять»
Подготовительный период :
1. Приглашение для родителей.
2. Подготовка плакатов.
3. Подготовка банных принадлежностей.
4. Подготовка банной формы.
5. Место проведения – актовый зал.
6. Музыкальное оформление (песня «Ах, баня, баня!» в исполнении Я. Евдокимова).
Плакат 1.
«Чтоб не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!»
Плакат 2.
«Позабудь про телевизор,
Марш на улицу гулять –
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.»
Плакат 3.
« Нет плохому настроенью!
Не грусти, не хнычь!
Пусть всегда тебе помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!»
Плакат 4.
« Хоть не станешь ты спортсменом!
Это право не беда –
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда.»
Цель:
1. Воспитание в учащихся убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.
2. Ознакомить учащихся с видами бань, рассказать о ее пользе.
Ход занятия:
1. Проверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
- Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?
- Здоровье.
- Что значит – быть здоровым?
- Жить без болезней, вести нормальную физиологическую
деятельность организма, быть живым.
- Что мы говорим, встречаясь и прощаясь?
- Здравствуйте! Будьте здоровы! Здравия желаю!
Учитель:Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались
здесь для того, чтобы узнать много интересного о пользе
бани для человека и провести веселое «банное сражение».
Итак, пока наша баня топится, поговорим немного о ней самой.
1 ведущий.
Конец недели, банный день
Помыться в баньке нам не лень.
2 ведущий.
Нам надо баньку затопить,
Пора дровишек наносить.
1 ученик:
Различают два вида бани: римская и русская. В римской бане используется сухой и горячий воздух в сочетании с холодной водой. Такие бани называют еще финскими или сауной. В них воздух нагревается до 90 градусов и выше.
2 ученик:
В русской бане пар воздуха температурой 40- 45 градусов сочетается с горячей водой. Иногда в русской бане дополнительно используют холодную воду – бассейн, душ.
3 ученик:
Во время прогревания в сауне тело сильно потеет. Усиливается приток крови к коже, из организма выводятся шлаки, кожа очищается. Следующее купание в холодной воде приводит все процессы в норму.
4 ученик:
Но недостатком сауны является то, что она пересушивает верхние дыхательные пути, появляется сухость кожи и слизистых оболочек.
5 ученик:
Русская же баня дает возможность равномерно прогреться, не препятствует испарению влаги с кожи и не пересушивает слизистые. После русской бани не болит голова, нормализуется дыхание и сон. Значит, русская баня – лучшая для закаливания.
6 ученик:
В чем же суть закаливающего эффекта русской бани? Основой является строгое соблюдение цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Пребывание в парилке 10-15 минут, столько же охлаждение, и 20 – 30 минут отдых. Отдыхать нужно так, чтобы тело успело остыть перед заходом в парилку.
7 ученик :
Чтобы баня приносила пользу, надо устраивать ее только при отсутствии противопоказаний. Нельзя париться при повышенной температуре тела, простуде, высоком кровяном давлении, болях в области сердца.
8 ученик:
После бани организм как бы встряхивается, омолаживается. А разве снятие там стрессов, перегрузок и утомления не имеет значения для здоровья в наш нервный век?!
9 ученик:
До чего додумались наши современники, участники лыжного перехода на северный полюс: они устроили баню в палатке прямо на полюсе.
10 ученик:
Русская баня появилась и в космосе. Ее устраивают с настоящим березовым веником.
Учитель: Спасибо ребята за ваш интересный рассказ.
Ну а команды получили задание – придумать название команды.
1 команда – «Капелька»
2 команда – «Пар»
Учитель: А наградой в соревнованиях вам будут листочки от веников. Мы с вами и нашими гостями узнаем, какая команда больше всего соберет листочков!
1 ведущий.Из трубы идет дымок, значит баня топится.
2 ведущий.Наносите – ка воды, а потом помоемся.
Эстафета« Наносить воды из колодца в баню».
(по 3 человека от команды . С одной стороны стоят два ведра. В другом конце зала стоят два « колодца» ( ведра с водой). Дети детскими ведрами носят воду из «колодцев», как можно меньше ее расплескав.
(подведение итогов: победившей команде 2 листика, а проигравшей -1 листок).
1 ведущий.
Ну – ка вспомним, друзья,
Что для бани надо
А для этого сейчас
Вам подумать надо.
2 ведущий.
Отгадайте, что это:
1) «Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей .(Расческа)
2) Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится .(Мыло).
3) Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала. ( Губка)
4) Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
5) Вафельное, полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою
Что это такое? ( Полотенце)
1 ведущий.
Вот и вспомнили, друзья,
Что для бани надо.
А когда все соберем,
Мыться мы тогда пойдем.
2 Эстафета:«Собери банные принадлежности».
Учитель:
Ребята, баня уже готова. Вам надо собрать быстро вещи в баню. На это вам 30 секунд.
( По 2 человека от команды. Выдаются пакеты и ребята должны выбрать со стола только банные принадлежности. На столе много лишних вещей.
( подведение итогов).
Учитель:
Ребята решили взять с собой веники. А какую пользу они приносят? Мы сейчас узнаем ( выходят три ученика с вениками в руках).
1 ученик:
Березовый веникпомогает при болях, ломоте в мышцах и суставах после упражнений и физических нагрузок, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение.
2 ученик:
Дубовый веникбольше подходит для людей с жирной кожей. Он делает кожу матовой и упругой, оказывает сильное противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему после занятий бегом и ходьбой.
3 ученик:
Смолистые вещества хвойных растений раздражают кожу, стимулирует потоотделение. Такой веник хорош для массажа при болях в позвоночнике, радикулите, препятствует заболеваниям – бронхиту, гриппу.
4 ученик:
Применяют все эти веники в вечернее время – способствуют хорошему сну, восстанавливающему силы.
5 ученик:
А если вы после бани хотите быть «свежим, как огурчик» используйте веник с листьями рябины и травы пижмы обыкновенной. Такой веник хорошо подготовит вас к работе во 2 – смену, и применять его надо в первой половине дня.
1 ведущий.Что за баня без парилки?
Веник нужен нам как раз
Каждый стукнуть себя должен
Веником до трех раз.
3 Эстафета:«С вениками»
по 3 человека. Добежав до стула, сесть на него и три раза стукнуть себя по спине.
( подведение итогов)
2 ведущий.Шоркнуть спинку нам не лень,
Будем мыться целый день.
Сядем в тазик, ребята,
В бане нынче жарковато.
4 Эстафета:« С тазиками»
по 3 человека. Добежать до тазика, сесть в него и «пошоркать» себя 3 раза губкой( подведение итогов).
5 Эстафета: «Бег в простынях»
1 ведущий ( разворачивает указ).
А теперь каждый из вас
Выполнит банный приказ:
« Бег в простынях я объявляю»
(выходят по 3 девочки от команды, заворачиваются в простыни и надевают банные шапочки)
2 ведущий. После бани каждый должен
Выпить чашку чая.
Чашка чая нас взбодрит
Всех поддержит, оживит.
(выходит группа ребят для исполнения песни)
Песня « Про чай»
Куманечек, куманек
Приходи ко мне дружок
Тебя чаем напою,
Очень вкусно накормлю.
Ай, люлю – люлю –люлю
Очень вкусно накормлю.
Чай заваристый, густой
Пьем мы с аппетитом.
И тебе, чаечек мой
Говорим: «Спасибо!»
Ай, люлю –люлю – люлю,
Говорим: «Спасибо!»
Чай «Беседа» - тоже классно
Можно пить хоть до утра
Разговор за чашкой чая
Не наскучит никогда.
Ай, люлю – люлю – люлю
Чай «Беседу» я люблю.
Ну а чай «Принцесса Нури»
И душиста и густа,
И с конфеткой, пирогами
Не оттянешь от стола
Ай, люлю – люлю –люлю
Чай с конфеткой я люблю.
2 ведущий.
Пейте чай, друзья, всегда вы
Утром, вечером и днем,
После бани, и до бани,
Дружно мы чайку попьем.
1 ведущий.
Наше банное сраженье
Заканчивать, друзья, пора.
2 ведущий.
Примите, победившие, поздравления,
А проигравшие не обижайтесь,
Это ведь – игра.
(подведение итогов всей игры и приглашение к чаю «после бани»)
Рефлексия:
1. Чем было полезно для вас это мероприятие?
2. Что нового вы узнали?
Домашнее задание:
1. Напишите о секретах долгожительства ваших родных. Благодаря чему они прожили так долго?
2. Кого из известных личностей - долгожителей знаете?
Использованная литература:
- Людмила Алешина. О вежливости, о такте, О деликатности. Лениздат, 1990г.
- Каюм Насыйри. Книга о воспитании. Казань, 1992 г.
- Ян Камычек. Вежливость на каждый день. Москва, 1975 г.
- Игорь Добротворский, Как вести себя .Воронеж, 1994 г.