Классный час
А если с тобой так поступят?
Годжаева Дарья Тагировна
Форма и метод проведения занятия: классный час, беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.Цель: способствование повышению толерантности, профилактике конфликтов в межличностных отношениях обучающихся, способствование развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
Задачи:
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у обучающихся социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-ознакомление с новыми понятиями: травля, буллинг, моббинг;
-создание благоприятного психологического климата в классе.
Оборудование для учителя: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», видеоролик отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение платья», заготовки понятий (Буллинг, мобинг) раздаточный материал: смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги.
Оборудование для обучающихся: цветные карандаши.
Регламент времени:
Этапы | Время |
1.Орг.момент | 1 мин |
2. Введение | 12 мин |
3.Основная часть | 26 мин |
4. Подведение итогов. Рефлексия | 5 мин |
5.Орг.момент | 1 мин |
1.Орг.момент
Учитель: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы? Тогда вперед!
2. Введение
Учитель: Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.»
Учитель: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (Сказка называется «Гадкий утенок», а автор Ганс Христиан Андерсен)
Учитель: Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (Утенка стали обижать за то, что он не похож на других)
Учитель: Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок? (ответы детей)
Учитель: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (Конечно можно)
Учитель: К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает злобой, жестокостью. Любую болезнь нужно лечить.
3. Основная часть
Игра «Сделай правильный выбор».
Предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор».
Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой:
Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
- Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать. (дети работают в парах)
Твой класс-это твоя семья.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Дорожить дружбой, ведь мы одна команда
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.
Относиться к недостаткам окружающих терпеливо.
Учитель: А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.
В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)
Буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников
Выделяют несколько типов буллинга:
• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе.Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.
И буллинги моббинг – это проявление психологического насилия.
Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хочется на примере отрывка известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.
Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Чучело»)
Учитель: Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
Какие желания, побуждения у вас возникали?
Что вам захотелось сделать?
Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?
(Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления)
Учитель: Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?
Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации?
-обратиться к родителям
-к учителю
-школьному психологу или социальному педагогу
-по телефону доверия
Учитель: Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.
4. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.
Совершая какие–либо действия, будь это плохие или хорошие действия всегда задавайте себе вопрос «А если со мной так поступят?» и ответ не заставит себя ждать
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:
- сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….
- я узнал… (ответы детей)
5.Орг.момент
Учитель: Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас и раскрасьте его красным–если не понравилось и вы злы, зеленым–если все понравилось и вы довольны, жёлтым–если вы испытываете безразличие. (Ответы детей, показ смайликов)