Реализации современных принципов развивающего
и личностно-ориентированного обучения на занятиях ГПД
Джураева Шаходат Шадмановна,
воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561
Санкт-Петербурга
Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. По мнению ученых, на развитие личности влияют четыре фактора: наследственность, микро- и макросреда, обучение и воспитание, активность самого человека.воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561
Санкт-Петербурга
Каждый воспитатель, стремящийся к продуктивной деятельности и активному участию. в жизни общества должен обладать "Навыками XX1 века" С незначительными вариациями в эту группу относят базовую грамотность, инновационное, критическое мышление, умение работать в команде, умение дружить, целеустремленность, умение общаться, толерантность, любовь к ближнему, инициативность, настойчивость, любознательность и т.д. Залогом достаточно высокого уровня формирования личности и активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является правильно организованный воспитательный процесс развивающей и коррекционной работы. Такой подход относится к типу инклюзивных, рассчитанных на индивидуальную работу с каждым ребёнком с учетом его особенностей, возможностей и потребностей. Как известно, ICOM-России1 провозгласила инклюзию одной из своих важнейших задач в деле воспитания подрастающего поколения, что делает данную статью актуальным.
В условиях современности задача воспитателя состоит подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для продолжения развития как личность, образования дальнейшей профессиональной деятельности и создании новых технологий. Целью воспитания является личностный результат каждого ребёнка. Основой достижения развивающих целей воспитания является активность детей с ЗПР (с задержкой психического развития).
В процессе воспитательной деятельности знания не передаются в готовом виде воспитателем, а добываются воспитанниками самостоятельно. Для того, чтобы эта деятельность были возможны, необходимы мотивация, увлеченность самого ребёнка. В процессе воспитания надо создавать такие игровые ситуации, когда "обнаружение" нового знания и понимание детьми "научной новизны" ощущалось бы им как радость открытия.
Цели:
1. Научить внимательно слушать и понимать новую информацию, задавать необходимые уточняющие вопросы для лучшего усвоения услышанного. сформировать приёмы правильного слушания;
2. Закрепить применение приёмов правильного слушания с помощью практических упражнений.
Материалы для занятия: дидактические карточки с заданиями «Посмотри, анализируй, выбирай».
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об умении слушать и услышать. Чтобы создать положительный настрой для нашей работы я всем Вам желаю удачи и больших успехов! Итак, начали. Обучающиеся на «5», как правило, добиваются прекрасных результатов в работе над собой: проходят «прокачку» по всем параметрам, которые можно прокачать, и достаточно быстро. Скажите, пожалуйста, как же это им – «отличникам» удается? Как, по Вашему, что такое «заряжаться на успех»?
Дети рассказывают своё мнение, воспитатель, вместе с детьми внимательно, анализирует. Важный момент: личное мнение и пожелание каждого участника фиксируется. Выводы…………………………………………………………………………….
А знаете, ребята, всё дело в принципе. В принципе правильного выбора навыков для отработки.
Любой навык можно оценить по двум критериям:
- Простой или составной
- Зависит только от тебя или не только от тебя.
Простой навык понятно, а как сделать? – например, улыбаться. Составной навык состоит из множества простых, и не всегда сразу понятно каких – например, умение правильно ответить на уроке на вопросы учителя. Приведу примеры:
- Следить и слушать внимательно – навык простой, зависящий только от тебя.
- Быть уверенным в себе – составной навык, зависящий только от тебя.
- Умение правильно ответить на заданный вопрос – навык составной, зависящий только от тебя.
Как применять навык на практике
Воспитатель: ты хочешь стать более общительным. Этот навык, зависит от тебя.
1. Сразу разбивай его на простые и тренируйте именно их.
2. Потренируй умение быстро влезать в любой разговор
3. Потренируй умение поддержать любую тему.
Упражнение
Инструкция:
Надо поделать лицевую гимнастику (например, «Внимательно слушаю», «Я – слушаю, но ничего не понимаю», «Я-умный», «Я-стеснительный», «Я-отличник» и …)– можно найти много простых навыков. Итак, ребята, по Вашему выбору класс делится на две группы: желающие выполнять любые роли и наблюдатели, оценщики. Дети выполняют упражнение. Класс по желанию делится на две группы и одни выполняют роли («актёры- исполнители»), а другие наблюдают («эксперты - наблюдатели») и по очереди рассказывают о своих наблюдениях. Потом идет обмен информацией, мнение и пожелания фиксируются. Выводы.
Воспитатель: молодцы ребята! Хотите развиваться?
Для развития выбирай навыки, зависящие только от тебя
Если ты сохраняешь этот принцип, твоё развитие будет идти заметно быстрее и результаты тебя будут радовать.
И ещё добавлю: если ты посмотришь на упражнения мастерской, то увидишь, что они построены именно по этим принципам.
- Учёт времени – простой навык, зависит только от тебя
- Здоровый сон – простой навык, подсчитай, сколько часов ты спал прошлой ночью
- Напиши свои цели – непростая задача, но попробуй написать
Воспитатель: Замечательно! Кто хочет – может проверить все остальные упражнения, убедись, что всё верно. Именно поэтому работа в мастерской идёт максимально быстро и эффективно! Но даже если ты решил отрабатывать какие-то навыки самостоятельно– соблюдай этот принцип и ты будешь очень доволен результатом.
Игра «Как я слушаю новую тему урока»
Инструкция: Ребята, выбирайте, как Вы слушаете новую тему урока и в графе: «что я получаю» выбирайте один из вариантов ответа и ставьте знак «+»
как я слушаю | + | что я получаю | + |
Вообще не слушаю воспитателя (активное "неслушание") Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова учителя пропускаю мимо ушей. |
Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю |
||
Демонстрирую, что слушаю воспитателя (псевдослушание) Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю учителя говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей. Тупо на автомате повторяю «ясно», «понятно», "да-да, говорите |
Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю |
||
Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание) Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю воспитателю, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного. |
Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю |
||
Слушаю и слышу воспитателя (Активное слушание) Поддерживаю с учителем зрительный контакт. Выразительно реагирую мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая воспитателю понять, что есть интерес к новой теме, к уроку. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую слова воспитателя. Выражаю понимание. Подытоживаю основные мысли воспитателя в процессе урока. | Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю |
Воспитатель: Замечательно! Благодарю за работу! Теперь я жду, от Вас ребята, Ваших собственных выводов, предложений и пожеланий.
Ваши выводы…………………………………………………………………………………
Предложения………………………………………………………………………………….
Пожелания…………………………………………………………………………………….