Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование социального опыта младших школьников

Бибикова Александра Анатольевна,
воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ
школа № 525 с углубленным изучением английского языка
имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко
Московского района Санкт-Петербурга
 Аннотация: Данная статья освещает особенности формирования социального опыта младших школьников. Статья основана на изучении имеющейся научной литературы и содержит способ формирования элементов социального опыта.
Ключевые слова: социальный опыт, формирование социального опыта, младший школьный возраст, карта проблем, элементы социального опыта.
В современном обществе особую роль играет освоение социального опыта, обеспечивающего социализацию личности в обществе. Сензитивным периодом для приобретения социального опыта считается младший школьный возраст. Следовательно, перед школой встает важная проблема формирования социального опыта младших школьников и, следовательно, возникает необходимость исследования данного процесса.
К вопросу формирования социального опыта обращались философы Древней Греции (Платон, Аристотель), а также отечественные педагоги и психологи (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Мудрик А.В., Голованова Н.Ф. и др.).
В современной научной литературе социальный опыт рассматривают, как результат познавательной и практической деятельности, выражающийся в знаниях о социальных явлениях, социальных умениях и навыках поведения, единстве позитивного отношения к действительности и способности преобразовать и выразить это отношение в практике повседневной жизни.
Анализ научной литературы показал, что процесс формирования социального опыта происходит в трех сферах: деятельности, общения и сознания. Первой составляющей социального опыта является деятельность-способ и одновременно условие выражения социального опыта личности. Но помогает приобретать социальный опыт лишь та деятельность, которая выполняется при соблюдении определенных психолого-педагогических условий: воспроизводить жизненные ситуации, вызывать интерес у ребёнка, вызывать потребность в сотрудничестве и вызывать понимание у ребёнка значимости результата выполняемой им деятельности.
С другой стороны, важно отметить, что социальный опыт является также результатом взаимоотношений личности (общения). Взаимоотношения постепенно выстраиваются в систему, в структуре которой зарождается социальная роль, представляющая собой один из способов формирования социального опыта. Современная социальная психология детства рассматривает социальные отношения ребенка в нескольких аспектах: функционально-ролевые отношения; эмоционально-оценочные отношения; личностно-смысловые отношения. Социальные отношения, являясь сущностной характеристикой социального опыта, проявляются в трех основных формах. Во-первых, в эмоционально-оценочной. Социальные отношения в структуре социального опыта ребенка характеризуются тем, что они переживаются, так как именно эмоции обеспечивают в процессе социальной жизни личностное оценивание и предпочтения. Проявление социального отношения у детей выступает, во-вторых, в когнитивной форме, в виде интереса к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к воспитателю, учителю, родителям, их высказывания и суждения по различным проблемам социальной жизни.
Сознание также является способом формирования социального опыта. По мере развития сознания у ребенка начинают действовать осознаваемые психологические механизмы (например, рефлексия).
Социальный опыт индивидуален и не передается биологически, а требует формирования и развития. Социальный опыт формируется путем целенаправленных воздействий на личность.
Младших школьников особенно необходимо учить видеть, обнаруживать то, что они не замечают в своей обычной жизни. Технологична в таком случае игра «карта проблем», состоящая из нескольких блоков. Блок 1- построение непосредственно самой карты. В центре листа рисуется круг, в котором прописывается область проблем и от которого идут «лучики» проблем. Блок 2- маркером необходимо выделить самые кричащие, актуальные проблемы. Блок 3- обсуждение выделенных проблем в малых группах. Результатом этого обсуждения должен стать способ решения выделенных проблем. Блок 4-публичное выступление.
В процессе игры, учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получают позитивный опыт преобразования окружающей среды, получают опыт публичных выступлений.
Таким образом, формирование социального опыта учащихся – всегда результат деятельности, активного взаимодействия общества.
 
Список литературы:
  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. - 284с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ. -1990. -367с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
  4. Гликман И. 3. Воспитатика : учебник для студентов педагогических вузов : в 2 ч. Ч. II.Организация воспитательного процесса. М.: ПИИ школьных технологий, 2009. С. 195.
  5. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика.-1999. -№ 5. С.42-45.
  6. Кожевникова Д.А. Особенности формирования социального и личностного опыта на различных этапах детства // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №4.
  7. Осокина Н.Н. Формирование социального опыта у младших школьников // Акмеология. 2012. №3 (43).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»