Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль семьи во взаимодействии со школой

Михайлова Елена Анатольевна,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 188 Санкт-Петербурга
 
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего
и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
 В.А. Сухомлинский
Важное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает первую информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери и отца, бабушки и дедушки, брата и сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ним. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
Выделяютчетыре  основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье:
  1. Диктат – авторитарный стиль;
  2. Сотрудничество – демократический стиль;
  3. Невмешательство– попустительский стиль;
  4. Ограждение -чрезмерная опека в семье.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов (детей). Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, ложью, вспышками грубости, злости  и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие значимые качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении любых вопросов к нему относящихся - все это гарантии серьезных неудач в формировании его личности. 
Сотрудничество- тип взаимоотношений в семье предполагает тождественность межличностных отношений в семье общим целям и задачам совместной деятельности, высокими нравственными ценностями семьи. Именно в этой ситуации преодолевается эгоизм и индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.  
Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
 Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – чрезмерную заботу, ограждение от любых проблем и трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, желание что бы то ни было делать,они вялы, апатичны, безразличны, отстранены от решения вопросов, как лично их касающихся, так и касающихся общих проблем семьи. 
До поступления ребенка в школу родители выступают его первыми и основными воспитателями. К сожалению, в современном российском обществе наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. Ученые считают, что это происходит в первую очередь из-за увеличения числа семей с неполным составом и недостаточного уровня знаний и навыков родителей по воспитанию детей.
Кроме того, в последние годы значительно обострились социально-экономические причины - факторы, обусловливающие рост числа детей-сирот: аварии, катастрофы на производстве и транспорте, стихийные бедствия, террористические акты, преждевременная смерть родителей, алкоголизм, наркомания. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей; роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты. В родительской семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Нередко современная семья уже не играет той главенствующей роли, которая была у нее раньше. Сказывается как возрастание роли общественных институтов социализации (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины, неполные семьи и т.п.).
Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями. Приоритетным направлением в воспитании во все времена считалось сотрудничество семьи и школы. Но наиболее актуальным это стало сейчас. В современной экономической ситуации многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план. И часто родители перекладывают эту миссию на педагогов и воспитателей школы. Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным.
Повышение мотивации современной семьи к осуществлению воспитания детей требует от педагогической науки и практики разработки научно-методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания. Анализ современного состояния работы школ в направлении воспитания подрастающего поколения показал, что существующий нередко формально-административный подход школы к организации сотрудничества с семьей, недостаточное владение педагогами содержанием, формами и методами взаимодействия с родителями, не способствуют обеспечению результативности процесса воспитания школьников. Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей указывают многие исследователи: П.П. Блонский, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, О.Л. Хромова и др. Не зря К.Д. Ушинский писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
В психолого-педагогической литературе проблеме взаимодействия педагогов и родителей обучающихся младшего школьного возраста уделяется недостаточное внимание, хотя именно в этого период ребенок вступает в новые межличностные отношения, активно включается в процесс учебной деятельности, т.е. начинается новый этап становления личности.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ известного русского педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Проблема взаимодействия семьи и школы – проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение.
Большинство ученых определяют взаимодействие школы и семьи как социально-педагогический процесс, который затрагивает различные  проблемы современности, в частности – формирование социальной активности у подрастающего поколения.
В современном образовательном процессе выделяются следующие актуальные тенденции сотрудничества семьи и школы:
  1.  осознание важности тесной интеграции семьи и школы для получения качественного результата взаимодействия;
  2.  разработка научной основы психолого-педагогического взаимодействия, опирающейся на принципы и положения современной педагогической науки;
  3. рассмотрение сотрудничества семьи и школы как социально-деятельностной системы, действующей по законам функционирования деятельностных систем;
  4. разработка теории эффективного управления системой педагогического взаимодействия школы и семьи;
  5.  обоснование системно-деятельностного подхода к организации взаимодействия семьи и школы в современных условиях.
Сегодня перед образовательной системой РФ стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности. Ученые и педагоги указывают на необходимость разработки программ психолого-педагогического сопровождения семьи для решения воспитательных задач.
Для этого необходимо проводить ряд мероприятий по просвещению родителей, их психолого-педагогической подготовке, целью которых является построение качественно новых отношений между двумя социальными институтами – школой и семьей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями,  традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
  1. родительские собрания (в основном в форме лекции, обсуждения тем успеваемости, поведения обучающихся);
  2. участие родителей в Попечительских  советах, создаваемых согласно Закону об образовании;
  3. организация дежурства родителей на различных школьных мероприятиях;
  4. проведение совместно с детьми праздников и экскурсий;
  5. участие родителей в родительском комитете класса и школы.
Используя традиционные формы взаимодействия с семьей, педагоги из года в год наблюдают одну и ту же картину: каждый раз желающих родителей войти в родительский комитет, поучаствовать в школьном мероприятии, становится все меньше и меньше. Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества родителей с педагогами. В связи с этим, актуальной проблемой, стоящей перед школой, является разработка новых действенных форм работы с родителями.
Для повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания применяют такие формы как «Родительский лекторий», «Университет педагогических знаний» и др. Родители сами выбирают тему мероприятия. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.
В последнее время достаточно эффективной формой работы с родителями являются родительские тренинги. Это активная форма работы, позволяющая родителям выявить и осознать проблемные ситуации в семье, изменить свое взаимоотношение с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Практикум – это современная форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В процессе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
В настоящее время популярными становятся такие формы взаимодействия семьи и школы, как «мозговой штурм», круглый стол, онлайн вебинары.
 К формам индивидуальной работы относятся:
  1. индивидуальные тематические консультации применяются при решении той или иной проблемы. Консультации полезны как для них самих родителей, так и для педагога. При этом родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем обучающегося,
  2. беседы,
  3. посещения на дому семьи – очень эффективнаяформа работы педагога с семьей в процессе которой учитель знакомится с условиями жизни ученика, его рабочим местом,  его интересами и склонностями, взаимоотношениями с родителями, информирует родителей об успехах их ребенка, его увлечениях и хобби, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы – это целенаправленная совместная деятельность родителей и педагогического коллектива, направленная на создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, воспитания всесторонне, гармонично развитой личности.
Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка имеет продолжительную историю изучения. Взаимодействие школы и семьи представляет собой социально-педагогический процесс взаимообусловленных действий семьи и школы, где отдельное действие одного из участников взаимодействия вызывает ответные действия другого, который затрагивает различные проблемы современности, в частности – формирование социальной активности у подрастающего поколения.
Сегодня перед российской образовательной системой стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности.
Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет и черпает свои силы.В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком. Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. Учителю или воспитателю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того, как будет обращено к семье слово педагога, каким тоном оно будет сказано, напрямую зависит конечный результат.Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, не подавляя его активности- вот условия истинной родительской и учительской любви и заботы о подрастающем поколении.
 
Литература: 
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016.
  3. Артемьева Е.Н., Каретникова, У.Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2014. – № 2. – С. 33-36.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. Изд. Владос. 2012
  5. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.//Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61
  6. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка//СПО.- 2009. - №5- С.29-31
  7. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23
  8. Контроль воспитательного процесса. Современные подходы и формы. Методическое пособие.// Воспитание школьников. Под редакцией Степанова Е. Изд. Центр «Педагогический поиск». 2014
  9. Коробкова В.В. Семейный клуб как форма партнерского взаимодействия школы и семьи младших школьников // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26
  10. Макаренко, A. C. Педагогические сочинения в 8-ми т., т. 4 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984.
  11. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Изд. Перспектива. 2013.
  12.  Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»