Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формировании у первоклассников
собранности и ответственности

Ковалева Людмила Всеволодовна
День Знаний - радость и долгожданное знакомство с новыми учениками и их родителями. Учителю, ученикам, родителям предстоит большой путь преодоления жизненных сложностей: привыкание к новому режиму, выстраивание отношений, доверия, формирование доверия и авторитета и многое другое.
Конечно, собранности и самостоятельности недостает многим первоклассникам. Все это — издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребенка, считают тотальный контроль единственным средством приучения его к ответственности.
Как это происходит? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать свое дитя. Вечером собирают ранец, ни на минуту не оставляют без присмотра приготовление уроков, упорно сидят рядом за столом, звонят одноклассникам и учителю, для уточнения домашнего задания. А ребенок довольно быстро понимает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слезы, да еще домашних упрекнет. А взрослые с прежней страстностью продолжают терпеливо вместе ребенком осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, обучение в средней школе становится им не под силу. Тогда ребенок оказывается в бедственном положении. Привыкший к постоянной существенной помощи, он не владеет необходимыми навыками для успешной учебы. Недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится невыносимо трудно. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, не давая ребенку переложить свои обязанности на чужие плечи. Необходимо следовать советам педагога.
 В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых еще нет. Дети обучаются ответственности, порядку и дисциплинированности. Вот задание — нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она живет у тебя, почему больше всего любишь ее, как с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. В чем проявляется забота родителей в таких случаях? От взрослых требуется помочь ребенку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя. Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребенку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших крайне важны для юного ученика. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.
Всё дело в том, что у младшего школьника учебная деятельность является ведущей. В эту пору она определяет всё психическое развитие ребёнка, формирование его восприятия, внимания, памяти, мышления.   Все интересы ребёнка, все его усилия связаны теперь со школой. Если начальная школа не выполнит этой задачи, то в средних и старших классах это будет вызывать большие трудности.
Детям нужно помочь выработать эту самостоятельность. Это формируется постепенно. Сначала ребёнок должен научиться понимать и принимать контроль со стороны взрослых. Затем он должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников. А потом необходимо научиться  наблюдать и контролировать собственную деятельность. Обучающийся должен постепенно научиться самостоятельно сравнивать свою работу с образцом, выявлять ошибки и исправлять их, т.е. осуществлять контроль и самоконтроль своей учебной деятельности. Очень важно чтобы ребёнок мог осуществлять оценку самого себя: своих качеств, возможносте,способностей, особенностей своей деятельности.
Как развивать самостоятельность?
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых    действий постепенно передавайте их ему.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Позвольте детям допускать и совершать ошибки.
В своей жизни ребёнок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть,  и которые могут удивлять вас: решения о том, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и пр. и пр.
            Избавляйтесь от привычки все вопросы решать за своих детей. Особое внимание нужно уделить тому, что ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки. Не научившись нести за свои решения, ребёнок не научится и самостоятельности.
Достигнуть желаемых результатов у наших детей  можно только в сотрудничестве и сотворчестве с родителями!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»