Воспитательная работа в первом классе
Иванова Светлана Евгеньевна
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе в первом классе школы, являются преподавание и воспитательная работа. Мы рассматриваем в работе только процесс воспитательной работы в первом классе школы. Для полноценного изучения процесса воспитательной работы в первом классе школы необходимо провести анализ понятия «воспитательная работа». Г. М. Коджаспирова в Педагогическом словаре поясняет, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания.В словаре социального педагога воспитательная работа трактуется, как вид профессиональной деятельности педагогов, направленный на создание условий развития и саморазвития ребенка.
С. А. Степанов в своем терминологическом словаре объясняет воспитательную работу, как деятельность с обучаемыми, направленную на формирование у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции.
Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан говорят, что воспитательная работа – это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
Г. С. Поддубская, М. А. Бесова, С. А. Старовойтова говорят, что воспитательная работа – это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные отношения с педагогом.
М. М. Поташкин рассматривает воспитательную работу, как вид деятельности педагога, включающий подготовку воспитательного процесса, создание условий воспитывающей среды, анализ результатов и т.д.
Л. И. Маленкова определяет понятие «воспитательная работа», как целенаправленную активность субъекта обучения.
В. А. Сластенин описывает воспитательную работу, как педагогическую активность, направленную на создание воспитательной среды и управление различными обликами деловитости учеников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Мы будем основываться на определении, которое дано в Педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, и будем рассматривать воспитательную работу, как целенаправленную деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания. Если же рассматривать воспитательную работу непосредственно в школе, то можно сказать, что воспитательная работа в школе – это один из видов профессиональной деятельности педагогов, направленная на создание условий воспитывающей среды в образовательном учреждении, а также управление различными видами деятельности учащихся. Воспитательная работа в первом классе школы предполагает создание пространства, в котором каждый учащийся сможет ощущать себя наиболее комфортно, чувствовать себя личностью, понимать свою значимость, при этом общаясь с другими детьми и успешно усваивая знания.
Воспитательная работа в первом классе школы должна быть организована так, чтобы каждый ученик мог максимально раскрыть свои задатки и способности. Цели воспитательной работы в первом классе:
• создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений;
• создание условий для формирования классного коллектива, развитие творческой индивидуальности личности первоклассника.
Задачи воспитательной работы в первом классе:
1) создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьным условиям, снижению школьной тревожности,
2) формирование целостной психической основы обучения и положительного отношения и интереса к учению,
3) формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности к эмпатии,
4) создание условий для развития нравственных качеств младшего школьника,
5) формирование коммуникативных навыков, работа над созданием ученического коллектива,
6) создание условий для раскрытия творческого потенциала детей,
7) воспитание у младших школьников патриотических чувств,
8) формирование у первоклассников бережного отношения к своему здоровью,
9) формирование навыка самоконтроля и самоуправления,
10) формирование позитивной жизненной позиции у учащихся.
Воспитательная работа в первом классе школы строится и осуществляется исходя из следующих групп принципов работы:
1. принципы, определяющие содержательный уровень воспитания.
2. принципы организационные.
3. принципы методические.
Рассмотрим каждую группу принципов воспитательной работы более подробно. Первая группа принципов воспитательной работы в первом классе школы отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели, задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы учащихся.
К этим принципам относят:
• принцип целеустремленности и общественной направленности. Исходя из определения воспитания, как целенаправленного формирования качеств личности, можно сказать, что действия педагога-воспитателя, не подчиненные этой цели, не имеют отношения к воспитанию. Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.
• принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и т.д. воспитание. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Данный принцип предусматривает и согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.
• принцип связи воспитательного процесса с жизнью. Этот принцип требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в школе, которая способствует активизации деятельности школьников, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы. Вторая группа принципов отвечает на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяет педагогам добиться слаженности и порядка в воспитательной работе с первоклассниками.
К этим принципам относят:
• принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог-воспитатель, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.
• принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог-воспитатель должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.
• принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.
• принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает обеспечение полноценного воспитания посредством единства словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали.
• принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое. Третья группа принципов воспитательной работы дает ответ на вопрос «какими методами можно достигнуть целей воспитания?».
К этим принципам относят:
• принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает, что воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей, где педагог-воспитатель является организатором такой деятельности, особенно на начальном этапе.
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип предполагает, что воспитательная работа с учащимися первого класса должна строиться исходя из индивидуальных особенностей детей, их целей, интересов, мотивов деятельности.
• принцип опосредованности, не явности педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности первоклассников происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. Действия педагогов-воспитателей должны осуществляться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.
• принцип единства уважения и требовательности к личности воспитанника.
• принцип параллельного действия. Педагог в работе с учащимися не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.
Для успешного проведения процесса воспитания и воспитательной работы в целом необходимо комплексно соблюдать и учитывать все вышеперечисленные принципы воспитательной работы в первом классе школы.
Структура воспитательной работы в первом классе школы состоит из следующих компонентов:
• работа с родителями,
• внеурочная работа с учащимися,
• общественно-полезные дела,
• работа с учениками в процессе учебной деятельности.
Работа педагога с родителями первоклассников заключается в первую очередь в налаживании коммуникативного контакта посредством проведения индивидуальных и групповых бесед по вопросам адаптации ребенка к новым школьным условиям. Также в рамках воспитательной работы педагогами с родителями проводятся различные лектории, беседы, семинары, круглые столы. Но основной традиционной формой воспитательной работы с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются и решаются различного характера проблемы. Внеурочная работа с учащимися – это та деятельность, которая осуществляется в свободное от процесса обучения время.
В рамках внеурочной деятельности педагоги используют такие формы работы, как, например, организованные походы, мероприятия, деятельность, не относящаяся к учебе. Общественно-полезные дела позволяют педагогам сформировать у учащихся первого класса необходимые им навыки и качества личности. К формам работы можно отнести праздники, марафоны, концерты. Воспитательная работа также осуществляется педагогом с учениками непосредственно и в процессе учебной деятельности, где педагоги также формируют у первоклассников определенные качества личности и необходимые навыки жизнедеятельности.
Существуют и другие классификации структуры воспитательной работы. По одной из классификаций структура воспитательной работы представляет собой формулу, где воспитательная работа в разных видах деятельности реализуется через социальную среду разных уровней (семья, школа, социум) в определенных направлениях.
Воспитательная работа представлена тремя взаимосвязанными блоками:
1) процесс обучения – это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрение.
2) организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
3) внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Воспитательная работа в первом классе школы осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы:
1. духовно-нравственное,
2. гражданско-патриотическое,
3. эстетическое,
4. физическое,
5. экологическое,
6. трудовое,
7. учебно-познавательное.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
Духовно-нравственное воспитание первоклассников направлено на создание условий для формирования способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала первоклассников, формирование основ нравственного самосознания личности, осознанию основ морали, развитие у учащихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, а также на создание условий для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. В результате духовно-нравственного воспитания учащиеся должны научиться воспитывать в себе такие качества, как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание у учащихся первого класса российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Также оно способствует усвоению традиционных ценностей многонационального российского общества, формированию личности, как активного гражданина-патриота, воспитанию у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, развитию и углублению знаний об истории и культуре родного края. В результате гражданско-патриотического направления у учащихся первого класса формируется ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Учащиеся первого класса получают начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Эстетическое воспитание первоклассников направлено на воспитание основ эстетической культуры у учащихся первого класса, способности различать и видеть прекрасное, а также на развитие художественных способностей и воспитание чувства любви к прекрасному. В результате эстетического воспитания учащиеся первого класса знакомятся с основными направлениями эстетической культуры, получают возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
Физическое воспитание учащихся первого класса направлено на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей, а также на формирование потребности к здоровью, как к жизненно важной ценности, сознательного стремления ведения здорового образа жизни, позитивного отношения к урокам физической культуры и спорту в целом. В результате физического воспитания у учащихся первого класса формируются умения и навыки санитарно-гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Экологическое воспитание первоклассников направлено на формирование у них основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. В результате экологического воспитания у учащихся первого класса формируется ответственное отношение к окружающей природе.
Познавательное воспитание первоклассников способствует становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы, созданию возможностей для проявления интеллектуальных способностей учащихся. Также педагоги проводят диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения. В результате учебно-познавательного направления воспитания первоклассников учащиеся учатся проявлять свои интеллектуальные возможности и способности, а также расширять и развивать свой кругозор и интеллект.
Л. М. Таланчук утверждает, что воспитательная работа начинается с того, что каждый педагог должен усвоить и осознать воспитательные функции, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и классного коллектива. А итогом воспитательной работы является получение педагогами определенного результата деятельности.
Результатами воспитательной работы в первом классе школы являются:
• уровень сформированности классного коллектива;
• создание благоприятного микроклимата в классном коллективе;
• занятость учащихся в кружках, секциях;
• создание обогащенной образовательной среды;
• соблюдение дисциплины в классном коллективе;
• достижения учащихся в различных видах деятельности;
• уровень социального развития учащихся;
• уровень нравственного, культурного развития учащихся;
• уровень воспитанности учащихся;
• степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников.
Таким образом, воспитательная работа, согласно Педагогическому словарю Г. М. Коджаспировой, это целенаправленная деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания.
Целью воспитательной работы в первом классе школы является создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Для достижения цели воспитательной работы решаются определенные задачи воспитательной работы. Воспитательная работа в первом классе школы строится и осуществляется исходя из следующих групп принципов работы: принципы, определяющие содержательный уровень воспитания; принципы организационные; принципы методические.
Структура воспитательной работы в первом классе школы может быть представлена следующими составляющими: работой с родителями, внеурочной работой с учащимися, общественно-полезными делами, работой с учениками в процессе учебной деятельности. Воспитательная работа в первом классе школы осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое, экологическое, трудовое, учебно-познавательное. Результатом воспитательной работы в первом классе школы является уровень воспитанности учащихся первого класса.
Список литературы:
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 1988. 153 с.
2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 8-11.
3. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов. Под общ.ред. М. П. Осиповой. М.: Народная асвета, 2002. 240 с
4. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности. // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Педагогика, 1988. 220 с.
6. Дорожевец Т. В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск, 1995. 182 с.
7. Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя М. Просвещение. 2006. 78 с.
8. Маликова И. В. Формирование развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: монография / И. В. Маликова: М- 74 во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Оренбург. Гос. пед. ун-т». Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 208 с.
9. Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. М.: Изд. «Просвещение», 2011. 185 с.
10. Помощь родителям в воспитании детей/ Под ред .В. Я. Пилиповского. М.: Высшая школа, 1992. 165 с.
11. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Мысль, 1978. 225 с.
12. Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психолог. наука и образование. 1999. № 3/4. С. 31-37.