Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитательная работа в первом классе

Иванова Светлана Евгеньевна
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе в первом классе школы, являются преподавание и воспитательная работа. Мы рассматриваем в работе только процесс воспитательной работы в первом классе школы. Для полноценного изучения процесса воспитательной работы в первом классе школы необходимо провести анализ понятия «воспитательная работа». Г. М. Коджаспирова в Педагогическом словаре поясняет, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания.
 В словаре социального педагога воспитательная работа трактуется, как вид профессиональной деятельности педагогов, направленный на создание условий развития и саморазвития ребенка.
С. А. Степанов в своем терминологическом словаре объясняет воспитательную работу, как деятельность с обучаемыми, направленную на формирование у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции.
Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан говорят, что воспитательная работа – это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
 Г. С. Поддубская, М. А. Бесова, С. А. Старовойтова говорят, что воспитательная работа – это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные отношения с педагогом.
М. М. Поташкин рассматривает воспитательную работу, как вид деятельности педагога, включающий подготовку воспитательного процесса, создание условий воспитывающей среды, анализ результатов и т.д.
Л. И. Маленкова определяет понятие «воспитательная работа», как целенаправленную активность субъекта обучения.
В. А. Сластенин описывает воспитательную работу, как педагогическую активность, направленную на создание воспитательной среды и управление различными обликами деловитости учеников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Мы будем основываться на определении, которое дано в Педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, и будем рассматривать воспитательную работу, как целенаправленную деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания. Если же рассматривать воспитательную работу непосредственно в школе, то можно сказать, что воспитательная работа в школе – это один из видов профессиональной деятельности педагогов, направленная на создание условий воспитывающей среды в образовательном учреждении, а также управление различными видами деятельности учащихся. Воспитательная работа в первом классе школы предполагает создание пространства, в котором каждый учащийся сможет ощущать себя наиболее комфортно, чувствовать себя личностью, понимать свою значимость, при этом общаясь с другими детьми и успешно усваивая знания.
Воспитательная работа в первом классе школы должна быть организована так, чтобы каждый ученик мог максимально раскрыть свои задатки и способности. Цели воспитательной работы в первом классе:
• создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений;
• создание условий для формирования классного коллектива, развитие творческой индивидуальности личности первоклассника.
Задачи воспитательной работы в первом классе:
1) создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьным условиям, снижению школьной тревожности,
2) формирование целостной психической основы обучения и положительного отношения и интереса к учению,
3) формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности к эмпатии,
4) создание условий для развития нравственных качеств младшего школьника,
5) формирование коммуникативных навыков, работа над созданием ученического коллектива,
6) создание условий для раскрытия творческого потенциала детей,
7) воспитание у младших школьников патриотических чувств,
8) формирование у первоклассников бережного отношения к своему здоровью,
9) формирование навыка самоконтроля и самоуправления,
10) формирование позитивной жизненной позиции у учащихся.
Воспитательная работа в первом классе школы строится и осуществляется исходя из следующих групп принципов работы:
1. принципы, определяющие содержательный уровень воспитания.
 2. принципы организационные.
3. принципы методические.
Рассмотрим каждую группу принципов воспитательной работы более подробно. Первая группа принципов воспитательной работы в первом классе школы отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели, задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы учащихся.
К этим принципам относят:
• принцип целеустремленности и общественной направленности. Исходя из определения воспитания, как целенаправленного формирования качеств личности, можно сказать, что действия педагога-воспитателя, не подчиненные этой цели, не имеют отношения к воспитанию. Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.
• принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и т.д. воспитание. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Данный принцип предусматривает и согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.
• принцип связи воспитательного процесса с жизнью. Этот принцип требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в школе, которая способствует активизации деятельности школьников, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы. Вторая группа принципов отвечает на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяет педагогам добиться слаженности и порядка в воспитательной работе с первоклассниками.
К этим принципам относят:
• принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог-воспитатель, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.
 • принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог-воспитатель должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.
• принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.
• принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает обеспечение полноценного воспитания посредством единства словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали.
• принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое. Третья группа принципов воспитательной работы дает ответ на вопрос «какими методами можно достигнуть целей воспитания?».
К этим принципам относят:
 • принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает, что воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей, где педагог-воспитатель является организатором такой деятельности, особенно на начальном этапе.
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип предполагает, что воспитательная работа с учащимися первого класса должна строиться исходя из индивидуальных особенностей детей, их целей, интересов, мотивов деятельности.
• принцип опосредованности, не явности педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности первоклассников происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. Действия педагогов-воспитателей должны осуществляться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.
• принцип единства уважения и требовательности к личности воспитанника.
• принцип параллельного действия. Педагог в работе с учащимися не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.
Для успешного проведения процесса воспитания и воспитательной работы в целом необходимо комплексно соблюдать и учитывать все вышеперечисленные принципы воспитательной работы в первом классе школы.
Структура воспитательной работы в первом классе школы состоит из следующих компонентов:
• работа с родителями,
• внеурочная работа с учащимися,
• общественно-полезные дела,
• работа с учениками в процессе учебной деятельности.
Работа педагога с родителями первоклассников заключается в первую очередь в налаживании коммуникативного контакта посредством проведения индивидуальных и групповых бесед по вопросам адаптации ребенка к новым школьным условиям. Также в рамках воспитательной работы педагогами с родителями проводятся различные лектории, беседы, семинары, круглые столы. Но основной традиционной формой воспитательной работы с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются и решаются различного характера проблемы. Внеурочная работа с учащимися – это та деятельность, которая осуществляется в свободное от процесса обучения время.
В рамках внеурочной деятельности педагоги используют такие формы работы, как, например, организованные походы, мероприятия, деятельность, не относящаяся к учебе. Общественно-полезные дела позволяют педагогам сформировать у учащихся первого класса необходимые им навыки и качества личности. К формам работы можно отнести праздники, марафоны, концерты. Воспитательная работа также осуществляется педагогом с учениками непосредственно и в процессе учебной деятельности, где педагоги также формируют у первоклассников определенные качества личности и необходимые навыки жизнедеятельности.
Существуют и другие классификации структуры воспитательной работы. По одной из классификаций структура воспитательной работы представляет собой формулу, где воспитательная работа в разных видах деятельности реализуется через социальную среду разных уровней (семья, школа, социум) в определенных направлениях.
Воспитательная работа представлена тремя взаимосвязанными блоками:
1) процесс обучения – это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрение.
 2) организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
3) внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Воспитательная работа в первом классе школы осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы:
1. духовно-нравственное,
2. гражданско-патриотическое,
3. эстетическое,
4. физическое,
5. экологическое,
6. трудовое,
7. учебно-познавательное.
 Рассмотрим каждое направление более подробно.
Духовно-нравственное воспитание первоклассников направлено на создание условий для формирования способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала первоклассников, формирование основ нравственного самосознания личности, осознанию основ морали, развитие у учащихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, а также на создание условий для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. В результате духовно-нравственного воспитания учащиеся должны научиться воспитывать в себе такие качества, как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание у учащихся первого класса российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Также оно способствует усвоению традиционных ценностей многонационального российского общества, формированию личности, как активного гражданина-патриота, воспитанию у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, развитию и углублению знаний об истории и культуре родного края. В результате гражданско-патриотического направления у учащихся первого класса формируется ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Учащиеся первого класса получают начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Эстетическое воспитание первоклассников направлено на воспитание основ эстетической культуры у учащихся первого класса, способности различать и видеть прекрасное, а также на развитие художественных способностей и воспитание чувства любви к прекрасному. В результате эстетического воспитания учащиеся первого класса знакомятся с основными направлениями эстетической культуры, получают возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
 Физическое воспитание учащихся первого класса направлено на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей, а также на формирование потребности к здоровью, как к жизненно важной ценности, сознательного стремления ведения здорового образа жизни, позитивного отношения к урокам физической культуры и спорту в целом. В результате физического воспитания у учащихся первого класса формируются умения и навыки санитарно-гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Экологическое воспитание первоклассников направлено на формирование у них основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. В результате экологического воспитания у учащихся первого класса формируется ответственное отношение к окружающей природе.
Познавательное воспитание первоклассников способствует становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы, созданию возможностей для проявления интеллектуальных способностей учащихся. Также педагоги проводят диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения. В результате учебно-познавательного направления воспитания первоклассников учащиеся учатся проявлять свои интеллектуальные возможности и способности, а также расширять и развивать свой кругозор и интеллект.
Л. М. Таланчук утверждает, что воспитательная работа начинается с того, что каждый педагог должен усвоить и осознать воспитательные функции, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и классного коллектива. А итогом воспитательной работы является получение педагогами определенного результата деятельности.
 Результатами воспитательной работы в первом классе школы являются:
• уровень сформированности классного коллектива;
• создание благоприятного микроклимата в классном коллективе;
• занятость учащихся в кружках, секциях;
• создание обогащенной образовательной среды;
• соблюдение дисциплины в классном коллективе;
 • достижения учащихся в различных видах деятельности;
 • уровень социального развития учащихся;
• уровень нравственного, культурного развития учащихся;
• уровень воспитанности учащихся;
• степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников.
Таким образом, воспитательная работа, согласно Педагогическому словарю Г. М. Коджаспировой, это целенаправленная деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания.
Целью воспитательной работы в первом классе школы является создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Для достижения цели воспитательной работы решаются определенные задачи воспитательной работы. Воспитательная работа в первом классе школы строится и осуществляется исходя из следующих групп принципов работы: принципы, определяющие содержательный уровень воспитания; принципы организационные; принципы методические.
Структура воспитательной работы в первом классе школы может быть представлена следующими составляющими: работой с родителями, внеурочной работой с учащимися, общественно-полезными делами, работой с учениками в процессе учебной деятельности. Воспитательная работа в первом классе школы осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое, экологическое, трудовое, учебно-познавательное. Результатом воспитательной работы в первом классе школы является уровень воспитанности учащихся первого класса.
 
 
Список литературы:
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 1988. 153 с.
2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 8-11.
3. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов. Под общ.ред. М. П. Осиповой. М.: Народная асвета, 2002. 240 с
4. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности. // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Педагогика, 1988. 220 с.
6. Дорожевец Т. В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск, 1995. 182 с.
7. Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя М. Просвещение. 2006. 78 с.
8. Маликова И. В. Формирование развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: монография / И. В. Маликова: М- 74 во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Оренбург. Гос. пед. ун-т». Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 208 с.
9. Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. М.: Изд. «Просвещение», 2011. 185 с.
10. Помощь родителям в воспитании детей/ Под ред .В. Я. Пилиповского. М.: Высшая школа, 1992. 165 с.
11. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Мысль, 1978. 225 с.
12. Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психолог. наука и образование. 1999. № 3/4. С. 31-37.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»