Как в ритме 21 века научить ребёнка быть человеком
Андреева Анна Сергеевна,
воспитатель ГПД ГБОУ
СОШ № 319 Санкт-Петербурга
Формирование личности ребёнка – очень сложный и ответственный процесс. Перед взрослым встаёт ряд труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.воспитатель ГПД ГБОУ
СОШ № 319 Санкт-Петербурга
Факторов, влияющих на развитие ребенка, много. И все их необходимо учитывать при работе с детьми.
Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, учителя продолжают формироваться и закрепляться черты, определяющие развитие личности ребенка. Мы, учителя, берем на себя большую ответственность.
От содержания, методики нашей работы во многом зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным образцом за все лучшее или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.
Наша воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.
У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница». Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель должен сам серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками. Учитель должен следить за своей внешностью, правильно и вежливо разговаривать с окружающими, быть справедливым. Он должен уметь признавать свои ошибки. Дети должны видеть в учителе друга. Они не должны бояться доказывать свою правоту.
Очень сильно влияет на учеников похвала на уроке в присутствии одноклассников. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом ученике видеть что-то хорошее. Кирилл допускает много ошибок при письме, но зато у него красивый почерк. Я часто хвалю его за почерк. Он воодушевляется, старается писать еще лучше, пишет более внимательно и, в результате, даже делает меньше ошибок. Иногда чуть завышенная оценка «окрыляет » ученика. Он начинает верить в себя, понимает, что и он может выучить и хорошо ответить.
Чтобы ученики не боялись отвечать, создаю в классе такую обстановку, чтобы дети поняли, что каждый человек неповторим, особенен. Людей с дефектами речи нужно принимать такими, какие они есть. Живем по принципу: «У каждого свои недостатки». Дима заикается, но никто на это даже не обращает внимания, и мальчик отвечает спокойно. Максим приехал с Украины. В его речи очень много украинских слов. Дети понимающе выслушивают его ответы, дают возможность высказаться.
Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «сладкая» ложь. Ребенка сказавшего правду, меньше ругаю за какой-либо проступок, стараюсь объяснить ему, что так поступать нельзя.
Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в классе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к празднику, уборка класса, поход в лес, экскурсии в город.
В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в классе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы одноклассников, других учителей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный класс требует от ученика чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.
Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.
Проследим этот процесс на примере работы дежурных. Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.
Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.
Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В. А. Сухомлинский. Добро и зло).
Проявление зла в жизни – это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.
Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.