Формирование умения анализировать образ-персонаж
на уроке литературного чтения в первом классе
Калинина Екатерина Николаевна
Великий педагог Ушинский К. Д. писал: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Учитывая это, уже в первом классе в период обучения грамоте важно начинать формирование у младших школьников специальных читательских умений. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем учащиеся могли полноценно воспринимать произведения, понимать авторский замысел и получать удовольствие от прочитанного. Несомненно, что читательский опыт первоклассников только начинает складываться, а умение анализировать художественное произведение является сложным умением, представляющим собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого [2, с. 29].Младший школьник – «наивный реалист». В этом возрасте одной из задач учителя является помощь в прохождении пути «от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки» [3, с. 146]. Учитывая особенности детского восприятия, заключающиеся в том, что при знакомстве с произведением юный читатель следит за поступками главного героя, целью нашего исследования станет создание условий для формирования целостного восприятия персонажа у учеников первого класса. Это предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к образу, что он сможет соотнести причины и последствия поступков героя, увидит развитие образа, становление его характера.
Для проведения урока были подобраны методические приемы анализа и виды работ по развитию речи: эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа, составление рассказа от лица героя или о герое, составление «палитры» настроения героя и автора [1, с. 140], а также прием драматизации, при котором произведение читается по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев.
Одним из наиболее частотных жанров, изучаемых в начальной школе, является сказка. Герой народной сказки характеризуется однозначно - добрый или злой. Учитывая читательский опыт первоклассников, основанный на достаточном объеме прочитанных народных сказок, для эксперимента был взят отрывок из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», основанный на авторском переложении сюжета сказки Красная шапочка. Сам герой – крокодил Гена – неоднозначен: явно сказочный добрый герой вдруг ведет себя на сцене иначе, чем должен был. Он соглашается играть роль Красной шапочки в спектакле, чтобы выручить девочку, не задумываясь о том, как это у него получится. Э.Н. Успенский явно провоцирует юного читателя, проверяет его нравственные ориентиры в умении оценить поступок героя, изменивший ход театрального действия в сказке, заставляет задуматься в выборе оценочных критериев.
На основании этого мы предполагаем, что первоклассники смогут достаточно точно оценить поступок крокодила Гены в сказке Э.Н. Успенского, если провести эвристическую беседу и использовать прием чтения по ролям с предварительным устным описанием портрета Гены, интонации его речи, мимики и жестов.
Возрастные особенности развития первоклассников затрудняют адекватное понимание мотивов и последствий поступков персонажа, соотнесение размышлений, переживаний и поведения героя, определение его роли в развитии сюжета, выявление оценки поступков персонажа. Для преодоления этих сложностей была использована эвристическая беседа, в ходе которой дети наблюдали за способами изображения персонажей. Обсуждалось поведение героя литературного произведения, вопросы были направлены на осмысление элементов художественной формы – в данном случае на понимание мотивов и причин поступков крокодила Гены. Эвристическая беседа была обращена в первую очередь к логическому осмыслению связей между отдельными элементами текста. Поняв, как и почему именно так поступил герой, мог ли он сыграть свою роль иначе, первоклассники пытаются оценить его. В ходе беседы активизировалось читательское воображение, возникал эмоциональный отклик (смех и улыбки в юмористические моменты отрывка).
Текст сказки на уроке читали по ролям. Работа была направлена на яркое воспроизведение учениками речи персонажа. При таком чтении произведения ученики с помощью интонации раскрывали характер персонажей, то есть передавали их намерения, чувства. Для того чтобы добиться полного осмысления поступка Гены, ученики перечитывали текст, осуществляли выборочный пересказ текста с целью выявления мотивов и последствий поступков персонажа. В процессе урока внимание юных читателей акцентировалось на анализе внутреннего мира героя, так как первоклассники мало обращают внимания на это при самостоятельном чтении.
На заключительном этапе урока ученикам необходимо было ответить на вопрос: «Какой для вас крокодил Гена?» При ответе требовалось кратко охарактеризовать героя, выразить свое отношение к персонажу.
Анализируя ответы 18 учащихся, можно сделать следующие выводы:
дали односложный ответ, состоящий только из эпитетов, выраженных прилагательным 10 человек (55%). Например, «хороший», «добрый», «смелый»;
употребили словосочетания такие, как «не очень хороший актер», «хороший друг», только 3 человека (17%);
ответили полным предложением 5 человек (28 %). Например, «Он добрый, помогает друзьям, доверчивый, хороший друг и любит спектакли».
Самыми частыми характеристиками образа-персонажа стали «добрый» и «хороший друг». Это свидетельствует о том, что учащиеся сделали правильный вывод, оценив так поступок крокодила Гены. Нравственные позиции, сформированные у первоклассников на основе чтения народных сказок, укрепились при проведении целостного анализа образ крокодила Гены в сказке Э. Успенского. В данном эпизоде поступок крокодила Гены можно оценить иначе. Он не выучил к спектаклю слова Красной шапочки, запутался в них и, как следствие, сорвал выступление. Это характеризует его не с лучшей стороны как актера, но для учеников это было незначимым. Они охарактеризовали его только положительно в качестве друга.
Таким образом, делаем вывод, что первоклассники могут адекватно воспринимать образ героя и внешние его проявления, с которыми встречаются при чтении, могут давать характеристику героя, определяя мотивы, потребности, его ценные ориентации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
2. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982. – 174 с.
3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.