Организация профессиональной ориентации
младших школьников во внеурочной деятельности
Пыркина Юлия Васильевна
Современная экономическая и политическая обстановка побуждает предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим актуальной является организация профессиональной ориентации младших школьников в образовательном учреждении с опорой на их индивидуальные и возрастные особенности.Младший школьный возраст является подготовительным (пропедевтическим), закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС начального общего образования является подготовка к обоснованному выбору профессии. Чтобы обучающиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста, т.к. именно на этой ступени образования у обучающихся закладываются основы выбора будущей профессии.
В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, наиболее распространенным профессиям. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо младшему школьнику и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Грамотно построенная система профессиональной ориентации в начальной школе способствует формированию в сознании младших школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда для жизни и развития общества. В то же время если для старшего звена существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок недостаточно, в практике учителей начальной школы работа по профессиональной ориентации носит, как правило, эпизодический характер. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: ученики 4 классов в возрасте 10-11 лет.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): воспитательное мероприятия по профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности занимает особое место в системе работы классного руководителя, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с педагогом-психологом, библиотекарем, обсуждение результатов работы на методических объединениях; ретрансляцию своего опыта работы среди коллег (педагогов начальной школы).
Цель, задачи, планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель: формирование и развитие личностных результатов в области самоопределения младших школьников, обеспечивающих адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование позитивного образа будущего, умение самостоятельно делать выбор в различных ситуациях.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательных способностей младших школьников на основе впечатлений о мире профессий и расширению кругозора о видах профессиональной деятельности.
- Создавать условия для развития мотивации младших школьников к изучению особенностей профессии, творчеству, расширять представления о понимании роли труда в жизни человека и общества.
- Оказывать воздействие на установление взаимодействия с семьей младших школьников и способствовать привлечению родителей к анализу профессий для последующего выбора.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Созданию положительной мотивации обучающихся к получению знаний о первичной профессиональной ориентации, осознанному выбору будущей профессии способствует активная, творческая эмоционально окрашенная деятельность, которой соответствуют профориентационные игры и метод проектов.
Профориентационные игры и метод проектов предоставляют возможность обучающимся проявить индивидуальные творческие способности, создают условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях, разных видах профессиональной деятельности, позволяют выявить познавательные творческие возможности, развивают коммуникативные и личностные компетенции через индивидуальные, групповые формы работы, создание мотивирующей среды.
Профориентационные игры важны тем, что ученики начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью этих игр педагог может объяснить ученикам, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Использование метода проектов является основополагающим компонентом в построении профессионального сопровождения. «Знание что» может быть сведено к «знанию как», то есть знать нечто о каком-либо предмете можно только в том случае, если можно его построить. Проекты, способствующие формированию первичной профессиональной ориентации, позволяют решать, как образовательные, так и воспитательные задачи, способствуя развитию личности, реализации интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Возрастные особенности младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, поэтому на всех этапах работы над проектом ученикам была необходима помощь взрослого.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
Воспитательное мероприятие проводилось в течение двух дней: день первый – проведение профориентационной квест-игры «По тропинкам профессий»; день второй – презентация проектов на тему «Профессия моих родителей».
Проведению воспитательного мероприятия предшествовала подготовительная работа, в ходе которой была проведена диагностика сформированности представлений у младших школьников о мире профессий и отношении к труду.
Исследование знаний младших школьников о труде и мире профессий осуществлялось с использование методики Е. И. Медвецкой «Что такое профессия», выявить интерес и отношение младших школьников к труду и какой-либо профессии позволило сочинение на тему «Моя будущая профессия».
По итогам проведения диагностики был сделан вывод об уровне сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших: высоком, среднем, низком.
Высокий уровень характеризуется наличием у младших школьников обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека; знанием профессионально — важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличием самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желанием иметь в будущем социально-значимую профессию; стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности.
Средний уровень характеризуется наличием знаний младших школьников о профессиях ближайшего производственного окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально-значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.
Низкий уровень характеризуется наличием знаний младших школьников об отдельных профессиях; непониманием значения труда в жизни человека; затруднением назвать качества личности, необходимые в труде; отсутствием стремления изучать мир профессий; необходимостью получать материальное благо и положение от будущей профессии; стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик не дисциплинирован и безответственен в трудовой и учебной деятельности.
Анализируя полученные результаты, мы делаем вывод о том, что некоторые учащиеся испытывают значительные затруднения. Они владеют ограниченной информацией о мире профессий, орудиях труда, трудовом процессе, не стремятся к познанию нового, равнодушно относятся к чужому труду, не понимают значимости трудовой деятельности, важности труда представителей разных профессий. Этих обучающихся сложно мотивировать к трудовой деятельности, они часто ленятся, нуждаются в постоянном контроле, дополнительной мотивации.
Полученные данные обусловили необходимость подготовки воспитательного мероприятия, которое проводилось в течение двух дней.
День первый. Проведение профориентационной квест-игры «По тропинкам профессий».
Игра проводилась c учениками 4 классов. Время проведения квеста – 45 минут. Каждая команда получила свой маршрутный лист, в котором были указаны называния: проспект «Ключевые слова», бульвар «Профессии в пословицах и поговорках», улица «Цепочка профессий», площадь «Предметы-помощники», «Аукционный переулок».
Каждый класс, получив маршрутный лист, отправлялся в первый пункт и выполнял задания. Например, ученики 4 «А» класса, оказавшись на проспекте «Ключевые слова», получали от помощника (старшеклассника) задание, в котором нужно было определить, к каким профессиям относятся группы слов, которые он произнесет.
1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2. Ножницы, лейка, семена, лопата, грабли. (Садовник)
3. Белый халат, больной, больница, лекарства, диагноз. (Врач)
За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Общая сумма балов заносилась в маршрутный лист, в графу рядом с названием остановки.
В конкурсе «Шифровальщики», обучающиеся отгадывали слово, обозначающее профессию, которая была зашифрована на карточке. Например:
ашретх сареьсл
питол ротялс
кьрота личьеут
шахтёр, пилот, токарь, слесарь, столяр, учитель.
Оказавшись на бульваре «Профессии в пословицах и поговорках», ученики 4 «Б» слушали пословицы и поговорки, после чего отгадывали, о какой профессии идет речь. Приведем примеры.
Не игла шьет, а руки. Где шьют, там и порют. Как скроишь, так и тачать станешь. (Портной)
Тяжело молоту, тяжело и наковальне. Куй железо, пока горячо. Не огонь железо калит, а мех. (Кузнец)
Также учащимся предлагалось закончить пословицы и поговорки о труде. Например:
1. Кто любит труд, (того люди чтут).
2. Дерево сильно корнями, (человек трудами).
3. Землю солнце красит, (а человека – труд).
Ученики 4 «Б» класса, оказавшись на переулке «Отгадай профессию», должны были по описанию отгадать, о какой профессии идет речь. Приведем примеры:
«Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Но люди этой профессии работают не только в цирках, но снимаются в кино. Им нужно быть постоянно в хорошей форме, быть смелыми, сильными и выносливыми. Нередко представители этой профессии выполняют сложные и опасные действия за других» (каскадер).
«По определению толкового словаря В.И. Даля «…этот человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (банкир).
«Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных». (флорист).
На улице «Цепочка профессий» ученики 4 «А» класса называли профессию на каждую букву алфавита, например, А – актер, археолог, Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор, Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д. Чем больше будет букв, на которую была названа профессия, тем больше баллов получала команда.
На площади «Предметы – помощники» ученики 4 «Б» класса из всех предложенных предметов выбирали предметы-помощники, которые используют представители определенных профессий. Например, нужно было выбрать предметы, необходимые:
- для инспектора дорожного движения (жезл, лопата, свисток, труба, поварешка, светофор);
- для повара (аккордеон, молоток, ножик, кастрюля, поварёшка, расчёска);
По окончании квеста маршрутные листы сдавались в комиссию, члены комиссии подсчитывал баллы, распределяли призы по классам параллели (1,2,3 места) и по номинациям, оглашали результаты игры, проводили награждение.
После проведения игры мы получили много положительных отзывов как от самих учеников, так и от педагогов. В результате игры младшие школьники узнали не только названия новых профессий, но познакомились с их особенностями, востребованностью в современном обществе.
Путешествуя по станциям, ученики в игровой форме приобрели полезные навыки, что, в конечном итоге, способствовало активному формированию профессиональной и социальной компетенции младших школьников.
День второй – презентация проектов на тему «Профессия моих родителей».
На классном часе, прочитав стихотворение Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться», ученики 4 класса отвечали на вопрос: «Для чего нужно учиться?». После дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области. Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем, поэтому решили больше узнать о профессиях, о значении каждой профессии в жизни людей во внеурочной деятельности с помощью проектной деятельности.
Была проведена игра «Профессиональная рулетка». Учитывая, что ученики 4 класса – это дети 10-11 лет, мы предположили, что многие из них выбирают профессию, исходя из ее престижности. Между тем, именно фактор престижности часто мешает ученикам осознанно подходить к выбору профессиии, искажает представления о других, менее востребованных, по их мнению, профессий.
В игре «Профессиональная рулетка» ученики не только познакомились с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и научились понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники игры самостоятельно и с помощью ведущего искали и находили аргументы в защиту необходимых, но не самых популярных профессий. Список профессий может быть сокращен или дополнен с учетом числа учащихся.
Для игры мы подготовили карточки с описаниями профессий, которые разложили на стульях. Мы рассказали ученикам, что в одном городе есть обычай выбирать профессию с помощью рулетки и предложили проверить, как работает этот обычай на практике.
Для этого каждый ученик доставал из своего конверта текст о профессии и читал его про себя, никому не показывая. Затем все по очереди в течение минуты представляли свои профессию, рассказывали об их важности, но не называли. Тот, кто первый отгадает профессию, получал символический приз или жетон.
Так, например, ученики рассказывали о популярной профессии «блогер». По мнению четвероклассников, это очень популярная профессия, в которой «можно получить огромные деньги, ничего не делая, а только демонстрируя одежду / косметику / собирая конструкторы, которые блогерм присылают компании и чьи товары они рекламируют». Также ученики считают, что блогером может стать любой человек, если у него есть хороший компьютер.
В ходе дискуссии мы с учениками пришли к выводу о том, что профессия блогера, безусловно, популярна, но что делать, если сломался компьютер, пропал интернет, фирмы нашли новых блогеров, новых подписчиков нет. Ученики решили, что «блогерство» нельзя считать настоящей полезной профессией, но оно может быть интересным хобби.
В ходе проведения игры мы выяснили, что четвероклассники очень подробно и интересно рассказывают о профессиях, связанных с интернетом, играми, но рассказы об обычных для них профессиях (врач, полицейский, воспитатель, швея, учитель) были однообразными и краткими. Поэтому при описании профессиий мы постарались подготовить интересные факты, показать ученикам, что каждой профессии есть своя особенность. Понравилось ученикам информация о том, что у учителей и воспитателей самый длинный отпуск, а профессия архитектора и дизайнера позволяет максимально широко применять свои творческие способности, воображение. Помимо массовых профессий мы поговорили и о достаточно редких: например, профессий лесника, ювелира, часовщика, судьи, флориста.
Среди отгаданных профессий ученики называли профессии родителей, рассказали о том, как родители относятся к своей работе, хотели бы они сами выбрать эти профессии. Ученики по очереди называли профессии, а мы записывали их в строчку на доске. Основной вывод, к которому пришли четвероклассники в ходе игры, заключался в том, что потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей и производителей продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны полицейские.
Далее мы разделили класс на группы, распределили задания: найти пословицы, поговорки о труде, подобрать загадки и стихотворения о профессиях, провести опрос среди учащихся начальной школы о любимой профессии.
Кроме работы в группах ученики (индивидуально, в парах и микрогруппах по 3-4 человека) проводили мини-исследование. Чтобы больше узнать о профессиях, решили создать «Словарь профессий». Для этого составили список названий профессий. Каждому досталась профессия на какую-то букву: аптекарь, библиотекарь, врач, дворник, машинист, почтальон и другие. Ученики с родителями искали информацию и выделяли главное, составляли описание своей профессии, рисовали рисунок. По мере готовности выступали с докладами и презентациями перед классом, рассказывали о том, что нового они узнали о профессии, какое значение имеет эта профессия для людей. Также учащиеся рисовали рисунки на тему «Кем я хочу быть?» и рассказывали одноклассникам, почему им нравится эта профессия. Для расширения знаний школьников о профессиях родителей, решили узнать, в чем заключается их работа.
Результатом работы стали индивидуальные проекты на тему «Профессия моих родителей».
Проект был направлен на расширение представлений младших школьников о профессиональной деятельности родителей, развитие интереса к труду, воспитание уважения к людям труда.
На титульном листе проекта ученики рисовали рисунок или приклеивали фотографию профессии родителей, после чего раскрывали суть профессии по следующему плану:
1. Что такое профессия? Нужно ли знать о профессиях?
2. Профессии. Какие они? Какие профессии есть в семье?
3. Что представляет труд данной профессии? Чем занимаются люди данных профессий?
4.Как называют людей этой профессии?
5. Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
6. Какими знаниями должен обладать человек данной профессии? Как взаимосвязан труд людей с другими профессиями?
7. Какие трудности есть в данной профессии?
8. Хотел бы ты избрать данную профессию? Почему? Кем хотел бы стать в будущем? Какая профессия нравится тебе?
9. Что и кто поможет узнать о профессиях еще больше?
10. Какими источниками информации пользовались? Кто помогал в создании проекта?
По мере готовности ученики (самостоятельно или вместе с родителями) выступали с презентацией проекта.
Большой интерес у учеников вызвал проект «Моя мама – парикмахер». Имея общее представление об этой профессии, школьники узнали об истории этой профессии, ее востребованности, качествах личности, способностях, которые нужны представителям профессии. Ученица вместе с родителями подготовила видеоролик экскурсии на место работы мамы, в результате чего школьники смогли увидеть, как мастера делают стрижку, окрашивание, выполняют сложные прически. Сюрпризом для девочек стало появление мамы ученицы и двух мастеров, которые сделали им модные прически (косы с цветными лентами). Профессией парикмахера заинтересовались и мальчики, которые заметили, что в школе много учеников, которые ходят с цветными волосами, длинными прическами.
Огромный интерес у учеников вызвал проект «Моя мама – судья». В презентации проекта приняла участие мама ученицы, которая рассказала школьникам о том, какое образование нужно для этой профессии, как сложно принимать правильное решение, какие ошибки может совершить судья. Ответила маму и на вопросы учеников о том, для чего судьи носят парики, мантии, для чего нужен судейский молоток.
Для презентации проекта «Моя мама – флорист» мама принесла свежие цветы и декоративный природный материал, из которых школьники, которых мы разделили на группы, составили несколько композиций.
Отдельно выделим проект «В моей семье все врачи» ученика 4 класса. Для презентации проекта в класс пришли родители мальчика, а также дедушка и бабушка. Гости рассказали о своих профессиях (хирург, аллерголог, ортопед, рентгенолог), о том, почему они выбрали эту профессию, чем она их привлекла и удивляет по сегодняшний день. Всех учеников заинтересовала, конечно же, история знакомства родителей мальчика и то, планирует ли он продолжить семейную традицию и стать врачом. Оказалось, что планирует. Ученик решил стать нейрохирургом и с помощью презентации рассказал одноклассникам о некоторых интересных фактах, связанных с головным мозгом. Например, мозг не чувствует боль, поэтому все операции на нем делают без анестезии; мозг состоит из двух полушарий. Они различаются по размеру и отвечают за разные способности человека. Правое полушарие отвечает за творческое мышление и визуальные образы. Левое полушарие – за логическое мышление. Мозг можно сравнить с мышцами человека. Чем больше их тренируешь, тем больше они растут. Мозг не устает. За день у человека возникает около 70 тысяч мыслей. Чем больше мы пьем воды, тем лучше работает мозг.
В рамках работы над проектом «Мой папа – суши-мастер» весь класс принял участие в мастер-классе по приготовлению роллов и суши в ресторане (с согласия родителей). Этот проект вызвал желание у многих учеников выбрать профессию повара.
Вместе с учителями начальных классов и учениками мы продумали перечень тем для проектной деятельности профориентационной направленности:
- «Исчезнувшие профессии».
- «Профессии будущего».
- Подборка иллюстраций «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
- Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
- Интернет-каталог «Мир профессий».
- Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
- Экскурсии по школе, городу «Город-труженик», предприятиям.
- Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках и некоторые другие.
Родители и учителя начальных классов отметили, что ученики стали более самостоятельными, собранными, стали больше ценить труд взрослых, осознавать сложность, значимость любого труда.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: ноутбук, подборка иллюстраций «Все работы хороши, выбирай на вкус!», подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: разработанное воспитательное мероприятия по профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности может быть использовано в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Список литературы
- Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» [Текст] / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 4. – С. 10-16.
- Ботякова, Л. В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации [Текст] / Л. В. Ботякова. – Москва: Педагогика, 1991. – 79 с.
- Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» [Текст] / Н. В. Бякова // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 49-56.
- Вдовина, Н. А. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс [Текст] / Н. А. Вдовина // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». – 2009. – № 11. – С. 14-18.
- Власова, Е. В. Профориентационная работа в начальной школе [Электронный ресурс] / Е. В. Власова. – Режим доступа : http://ext.spb.ru/site/6828-2014-12-22-21-15-09.pdf (Дата обращения: 15.10.2020).
- Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие [Текст] / Е. В. Гурова. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. – Москва: Академический проект Фонд «Мир», 2015. – 336 с.
- Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития [Текст] / О. Ю. Елькина. – Москва: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – 135 с.