Учение с увлечением
Кольцова Людмила Петровна
К.Д. Ушинский писал: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестанет учиться, в нём умирает учитель».Главные качества учителя начальных классов – это доброта, любовь к детям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком.
Главное дело – целенаправленно влиять на ребёнка, развивать богатство его души, помогая ему стать личностью, направлять профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.
Главная задача учителя начальных классов в современных условиях быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребёнком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.
Для этого учитель должен уметь переориентировать обучение и воспитание на саморазвитии и самореализацию личности, которая чётко выражается в высказывании: «Помоги мне это сделать самому».
Как говорил В.А. Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Ребёнок пришёл с радостью в школу, ему хочется учиться. Как сохранить стремление ребёнка с удовольствием ходить в школу, создать ему условия для пробуждения и поддержания у него желания учиться?
Необходимо создать творческую атмосферу в классе, чтобы ученик не боялся ошибиться, допустить оплошность.
Успех работы учителя- в увлечённом творческом труде, в постоянном поиске новых, наиболее интересных методов и приёмов, повышающих эффективность учебного процесса.
Игра – это не только любимое занятие, это вид деятельности детей. Для ученика – это деятельность по добыванию знаний.
Цель игры – содействовать формированию познавательной активности ученика. В хорошей игре есть усилие мысли и душевное напряжение. Дети в игре в полную силу радуются и сочувствуют, глубоко задумываются и легко фантазируют. И если этот чувственный и мыслительный потенциал не использовать, а, наоборот, подчинить реализации этих способностей учащихся, успех и радость познания обеспечены.
Сейчас можно выделить разнообразные формы уроков по ФГОС: урок-сказка, урок-выставка, урок-игра: Придумай проект, кроссворд, урок-КВН, урок-викторина, урок-тест, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»
Проведение таких уроков требует огромной подготовки, тщательного отбора материала. Большую помощь оказывают родители: оформляют необходимый материал, готовят с детьми инсценировки, презентации, кроссворды. Дети сами оформляют выставки своих работ. Это позволяет сплотить коллектив родителей и детей, помочь сопереживать со своими детьми все радости и неудачи. Всё это можно обсудить на родительских собраниях, круглых столах. Родители активно находят новые способы контактов со своими детьми. Нетрадиционные уроки повышают интерес ребёнка к предмету, развивают творческие способности детей, позволяют лучше усвоить сложный материал, поверить в свои силы и возможности. Нетрадиционные уроки развивают пытливость ума, жажду творчества, любознательность, коллективизм. Они помогают ребёнку радостно, а значит – успешно учиться.
Существуют различные методы в педагогике.
Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные, когда педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач.
Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются.
«Умственный труд невозможен без труда души. Чувство – сотрудник ума! Мысль без чувства – не просто плохая мысль, холодная мысль. Её просто нет». – писал Л. С. Выготский.
Нетрадиционные уроки по ФГОС помогают умственные усилия ребёнка сопровождать напряжением души.