Роль игры на уроках в начальной школе
Хныкина Надежда Александровна
На уроках в начальной школе одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой обязанности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил. Количество мыслительных операций остаётся прежним, усложнение идёт за счёт вынужденного выбора, требующего мыслительного разграничения названий картинок в соответствии с новыми условиями.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как и сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Игры к теме «Звуки и буквы»
- «Поезд»
Оборудование. Поезд, 3 вагона, предметные картинки с их изображением животных.
Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трёх звуков, во второй – из четырёх, в третий – из пяти.
По вызову учителя выходит ученик, берёт картинку с изображением животного и ищет его место в поезде. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Примерный материал. Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот и др.
- « Найди своё место»
Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.
Ход игры. Группа учеников, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает та команда, которая первая закончит работу.
Примерный материал.
Р Б НЛ П ТК Т Р
- «Собери слова»
Оборудование. Карточки со слогами.
Ход игры. Учитель пишет на доске слог ВА и раздаёт по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В концеигры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.
Примерный материал. Слоги: тра, дро, та, за, гон, со, сла, сли, бук, тык, сле, спра, и, хал, клюк.
Кроме того, использование дидактических игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности для формирования познавательного интереса детей, активного, а также для снижения технических и физических перегрузок школьников.
Вывод, что на уроке-игре детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо,
При разработке игр необходимо тщательно продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, руководство игрой, систему обратной связи. Только при таком взвешенном подходе дидактическая игра войдет в целостный педагогический процесс, сочетаясь и дополняя, а не подменяя другие формы обучения и воспитания.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.