Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа воспитателя ГПД с родителями учащихся начальной школы

Любодина Юлия Геннадьевна
      Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого воспитателя ГПД, т.к. семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное  в этом вопросе, чтобы это  взаимодействие не противоречило одно другому, а положительно  и активно воспринималось ребёнком.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы  воспитателя ГПД, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
       Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Некоторые считают, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
          В начальной школе родители, как правило, еще стараются быть внимательными к своим детям, а, поэтому ищут контакты со школой. Удачи или неудачи родителей с воспитателями начальной школы часто определяют успех дальнейшей работы во взаимоотношениях семьи и школы.
        Одна из задач воспитателя –организация качественной подготовки домашних заданий во 2-4 классах. В условиях перехода на ФГОС образовательный результат, зафиксированный в Образовательной программе, предполагает овладение каждым учащимся  учебно-познавательными  компетенциями  на  максимально  возможном уровне. Домашнее задание рассматривается, как способ применения полученных знаний,  а  «профессионализм  учителя  выражается  в  количестве  и  качестве домашних заданий, которое он выдает, и в отношении к этим заданиям, которое демонстрируют дети».
Очень  важно,  чтобы  дети  приступали  к  домашней  работе  бодрыми  и
отдохнувшими.  Поэтому  прогулки  требуют  более  тщательной подготовки, т.  к. проведение активного  отдыха  на  свежем  воздухе  способствует восстановлению работоспособности  младших  школьников  в  промежутке  между  двумя  очень трудными видами учебной деятельности. Подвижные, спортивные игры снимают напряжение  и  усталость,  но,  в  тоже  время,  не  следует  допускать  чрезмерной интенсивности физических нагрузок –это может привести к сильному возбуждению и переутомлению. Во  время  обсуждения  литературных  произведений,  бесед, подвижных игр на свежем воздухе и в классе, а так же выполнения специальных упражнений во время занятий по развитию познавательной активности у детей формирую положительное отношение к здоровому образу жизни.
 
     Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания  и обучения ребенка.
Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и  воспитателя ГПД, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Работа с родителями осуществляется по трем основным направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Суть взаимодействия  воспитателя ГПД и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Принцип уважения и доверия включает в себя:
- уважение человека в себе и уважение других;
- создание доверия на основе взаимоуважения;
- бережное и чуткое отношение к родителям, избежание противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети.
          Родитель, прежде всего, ценит в воспитателе его человеческие качества, справедливо считая, что методика воспитания и знания предмета – дело приходящее, поэтому можно научиться, а вот любви к детям, увлечённости своей профессией никакие годы не прибавят. Формирование родительского коллектива – это одна из самых сложных дел в работе педагогов, но без решения этой задачи воспитания учащихся почти невозможно.
      Школьный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. 
      Воспитатель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но воспитатель может оказать содействие в создании благоприятных условий личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. В связи с этим для укрепления взаимопонимания между педагогами и родителями предлагаю воспитателям ГПД провести следующие мероприятия и тематические беседы:
1)родительская встреча «Давайте познакомимся»
2) Оформить памятки для родителей «Режим дня младшего школьника»
3) Провести вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»
4) Провести анкету для родителей «10 качеств характера ребёнка»
5) Провести родительскую встречу «Наказание и поощрение в семье»
6) Беседа на тему «Выходной день в семье»
Воспитатель ГПД проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.
          Опыт  воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений. Образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»