Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что такое «совесть»?

Ружникова Елена Аркадьевна
Цель: уточнение представлений детей о совести, зачем она нужна.
Задачи: - стимулирование самооценки, самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;
- формирование культуры общения;
- развитие умения высказывать своё мнение, признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки.
Ожидаемые результаты: формирование представления о таких понятиях как «совесть», «стыд», умения признавать ошибки, исправлять их.
Ход занятия:
  1. Организационный момент.
  2. Разгадывание кроссворда.
- Отгадайте слова, впишите в клетки, отгадайте ключевое слово.
1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».  (стыд)
2. Антоним к слову здоровье.  (болезнь)
3. Антоним к слову «ложь». (правда)
4. Синоним к слову «храбрость».  (смелость)
5.  Антоним к слову «грязь».  (чистота)
6.  Продолжи пословицу; Ученье - свет,  а неученье - …(тьма).
7. Она дана на добрые дела  –…( жизнь)
  1)с т ы д  
  2)б    о л е з н ь
  3)п р а    в д а  
  4)с м    е л о с т ь
  5)ч и    с т о т а  
  6)т ь м а  
7)ж и з н    ь  

- Назовите ключевое слово в выделенных клетках (совесть) 
- Что такое «совесть»? (дети высказывают мнение)
3. Работа в парах.
- Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести и об ее отсутствии:
- Прочитайте, объясните смысл (работа в парах).
  1. Совесть замучила.
  2. Совесть гложет.
  3. Душа не на месте.
  4. Сгореть со стыда.
  5.  Совесть без зубов, а загрызет.
  6. Наперед спроси у совести.
  7. Знает кошка, чье мясо съела.
  • Хоть наплюй в глаза: ему все божья роса.
  • Душа христианская, а совесть-то цыганская.
- Как отличить совестливого человека от бессовестного? (дети высказывают мнение)
Вывод: Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.
- Чего не сделает человек совестливый? (чтение с карточек)
➢ Не обидит слабого, старого, малого.
➢ Не влезет без очереди.
➢ Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.
➢ Не свалит свою вину на другого.
➢ Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.
➢ Не выгонит из дома состарившегося пса.
➢ Не будет радоваться чужому горю.
  1. Притча о совести.
- Послушайте притчу и ответьте на вопросы (читает воспитатель).
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети  мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошелёк у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Почему просияло лицо учителя, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- Как вы понимаете смысл этих слов «Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
5. Применение знаний в новой ситуации.  Правило руки.
- Прочитайте правила. Разыграйте ситуацию. (работа в группах)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
6. Итог занятия. Составление «портрета совестливого человека».
-Продолжите предложения и составьте «Портрет совестливого человека». (работа в группах)
1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо)
2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
4.Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Правила тренировки совести (читаем вместе)
1. Не обижай других, не огорчай людей!
2. Обдумывай каждое свое действие!
3. Не совершай неблаговидных поступков!
Вывод: Человеку свойственно ошибаться, совершать поступки, за которые бывает стыдно. От этого никто не застрахован. Но давайте учиться признавать ошибки — это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»