Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деятельностный подход в педагогике
Организация работы воспитателя ГПД с опорой на дидактический конструкт

Алина Нелли Дмитриевна
Идея деятельностного подхода в воспитании ориентирована на становление и развитие субъектности ребенка. Младший школьник имеет потребность в оценке со стороны значимых взрослых, но у него нет потребности и способности к самоизменению. Потому  результатом использования разнообразных форм и методов воспитательной работы должен стать не  робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных норм поведения, а ребенок, способный осуществлять выбор и нести ответственность за его результат.
Как же не сбиться с пути в процессе становления субъектной активности ученика?  Коллективом нашей школы разработан методический инструмент, мы его назвали «Дидактический конструкт», который, с одной стороны, раскрывает последовательность достижения воспитательных целей, с другой – позволяет оценить качественный результат. 
Учителя используют его в качестве основы при проектировании программ ВД, воспитатели – при разработке различных по содержательной направленности мероприятий. Фокусом внимания для всех нас в течение учебного года становятся сотрудничество, контрольно-оценочная самостоятельность детей  в познавательной деятельности и творческое самоопределение на основе нравственных ценностей.
Таким образом, используя различный содержательный компонент, мы работаем над решением единой для определенного интервала времени задачей.  Например, на начало учебного года (первая четверть) приоритетной, на наш взгляд,  является задача развития умения сотрудничать в процессе решения коллективных задач. Все остальные образовательные задачи не исключаются, а присоединяются к ней. Во второй четверти, опираясь на актуализированное умение сотрудничать, мы приступаем к решению задачи развития контрольно-оценочной самостоятельности в познавательной деятельности и так далее… И Дидактический конструкт, прописанный в конкретных действиях, которые должны быть освоены и присвоены ребенком, здорово помогает!!!
В данный момент я работаю с первоклассниками. Приоритетным направлением работы является принятие детьми правил поведения в школе, то есть формирование коммуникативных УУД. Через различные содержательные аспекты воспитательной деятельности мы с детьми решаем следующие задачи:
  1. Освоение правил передачи информации.
  2. Понимание экспрессивной стороны неречевого общения (мимика, пантомимика, интонация).
  3. Согласование речевых и неречевых действий (слова, жесты, мимика, интонация).
  4. «Чтение» неречевого сообщения.
  5. Взаимное влияние друг на друга посредством системы знаков.
  6. Присвоение смыслов и правил передачи информации.
С данными задачами учеников знакомит учитель на внеурочной деятельности. Я как воспитатель ГПД помогаю осуществлять их на прогулке, в столовой, во время внеклассных мероприятий.
Результатом совместной работы становится мероприятие, к которому мы готовимся в сотрудничестве (дети, учителя, воспитатель, родители). Это может быть любое мероприятие: классное (проводится внутри класса), общешкольное мероприятие, между несколькими классами.
В этом триместре мы с первоклассниками разрабатываем мероприятие «Верни учителю улыбку» и согласуем умения, которые должны быть присвоены детьми с Конструктом.
На внеурочной деятельности, в работе с воспитателем, на дополнительных занятиях, на кружках дети учатся взаимодействовать не только между собой, но в первую очередь с учителем.
Данное мероприятие показывает, как дети научились взаимодействовать и с учителем в том числе.
В чем заключается само мероприятие:
Злая колдунья заколдовала учителя и украла у него улыбку. Теперь у учителя каменное сердце. Он перестал улыбаться, радоваться и любить.
Задача: помочь колдуньи (которой является воспитатель) найти сокровища.
Цель: расколдовать учителя.
У колдуньи есть карта, в которой указанно где лежат сокровища. Но колдунья, не ходила в школу и ничего не умеет. Она просит первоклассников помочь ей выполнить все задания, которые указаны в карте (спеть, станцевать, нарисовать, рассказать стихотворение и т.д.). И тогда колдунья получит свои сокровища и расколдует учителя.
В ходе данного мероприятия ученики закрепляют полученные знания в рамках формирования коммуникативных УУД.
Для того, чтобы дети сами могли оценить степень сформированности у них коммуникативных УУД, нами разработаны КАРТЫ РОСТА.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»