Воспитание чувства патриотизма во 2 классе
Кудряшова Нонна Альбертовна
Патриотизм – это любовь к Родине, к народу. Воспитание этого чувства особенно актуально в наши дни, когда обостряется международная обстановка.Данную работу я провожу постоянно, во-первых, в связи с определёнными праздниками, во-вторых, во время чтения литературных произведений.
Я обязательно знакомлю ребят с государственными символами – гербом, флагом и гимном.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». Мы рассматриваем с детьми герб, говорим о том, что на нём изображено.Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Флаг означает единство страны. У нас он трёхцветный. Мы говорим о том, что же означает каждый цвет флага. Белый – мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Музыку написал А. В. Александров, а слова – С. В. Михалков. Ребята учат гимн на уроках музыки, а мы на занятиях его повторяем.
На занятиях в ГПД мы говорим о нашей Родине, её красоте, богатстве. Ребята должны знать пословицы и поговорки о Родине. Я начинаю, а ребята должны продолжить. Например:
1. Всякая птица своё … (гнездо любит).
2. Где кто родился, там и … (пригодился).
3. Глупа та птица, которой своё гнездо … (не мило).
4. Дома и стены … (помогают).
5. Родина краше солнца, дороже … (золота).
6. Родная сторона – мать, чужая – … (мачеха).
7. Родина – мать, умей за неё … (постоять).
Любить Родину – это знать фольклор. Я знакомлю детей с потешками, скороговорками, приговорками, загадками, закличками, небылицами, считалками, пословицами и поговорками.
Читая русские народные сказки, я также воспитываю у ребят чувство патриотизма. Герои сказок учат детей любить Родину, защищать её от неприятеля.
Я читала ребятам и былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича.
Велика взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Она усиливает эффект от прочитанного. Ребята с удовольствием рассматривают картину В. Васнецова «Три богатыря».
Родина и природа неразделимы. Я часто читаю детям стихи о русской природе. Это рождает у них чувство прекрасного и необходимость защиты такой красоты. Дети знакомятся с замечательными стихами А. Н. Толстого, А. Н. Плещеева, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, А. Н. Майкова, А.А. Фета и другими.
Особое место в деле патриотического воспитания детей занимает тема войны, блокады. Иногда бывает, что кто-то из детей не может назвать дату начала и окончания войны, дату полного освобождения Ленинграда от блокады. Чтобы этого не было, я стараюсь просвещать детей, читая им книги, рассказывая им о войне.
Герои книг пронесли сквозь жестокое время справедливость, чувство ответственности, любовь к добру, к Родине. Эти качества послужат современным детям ориентирами для воспитания в себе характера, чувства патриотизма.
Могу привести примеры книг, с которыми я знакомлю детей.
1. Лободин М. За оборону Ленинграда. – М.: Изд-во «Малыш», 1976.
2. Миксон И.Л. Жила, была: Историческое повествование / Оформление и рис. А. и В. Траутот. – Л.: Дет. лит., 1991. – 223 с., илл., вкл.
3. Октябрята – смелые ребята: серия книг для младшего школьного возраста о подвигах пионеров-героев.
4. Пантелеев В. Рассказы о подвиге / сост. Р. Данкова. – М.: Изд. ОНИКС-ЛИТ, 2014. – 176 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника).
5. Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – М.: Изд. ОНИКС-ЛИТ, 2014. – 192 с.: ил. – (Библиотека российского школьника).
6. Ходза Н.А. Дорога жизни. – Л.: Изд. «Детская литература», 1974.
7. Шкадаревич И.И. Бессмертный подвиг Александра Матросова. – М.: Изд. «Просвещение», 1967.
Очень интересны журналы «Бессмертный полк», «Невыдуманные истории», в которых помещаются рассказы простых людей: ветеранов боёв, работников тыла, тех, кто пережил ленинградскую блокаду, эвакуацию, узников концлагерей и выживших на оккупированных врагом территориях. Ребята всегда с большим интересом слушают эти истории.
Очень часто в газете «Большая Охта» печатаются рассказы о ветеранах. Я их сохраняю и потом использую в работе.
Велика роль школьных музеев в воспитании любви к Родине. В нашей школе – ГБОУ СОШ № 133 Красногвардейского района – создан замечательный музей «Круголетье». В нём воссоздан быт крестьянской семьи. Людмила Анатольевна – руководитель музея – проводит экскурсии для детей. Ребята узнают очень много интересного о традициях русского народа.
Ученики нашей школы посещают и другие музеи в связи с патриотическим воспитанием. В частности, ученики 2 класса ходили в музей, созданный на базе школы № 140 Красногвардейского района. Школьники узнали о подвиге казахской девушки-снайпера Алии Молдагуловой, о том, что жила она в нашем городе, училась в школе, и её именем была названа одна из улиц в нашем Красногвардейском районе – улица Молдагуловой.
23 февраля – День защитника Отечества. Предлагаю разработку занятия во 2 классе, посвящённую этому дню.
Цель занятия: увеличение знаний детей о празднике 23 февраля.
Задачи.
Образовательные:
1) получение знаний о создании армии, о её составе.
Развивающие:
1) развитие ловкости.
Воспитательные:
1) воспитание патриотизма;
2) воспитание гордости и уважения к представителям армии.
Тип занятия: знакомство с новой информацией.
Ресурсы: презентация, стихи.
Литературные источники:
Прокофьев А.А. Красный платочек: Сборник стихов. – Л.: Детская литература, 1976.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Цель: настроить на получение знаний. |
Здравствуйте! Я рада вас видеть. И надеюсь, что это взаимно. | Дети здороваются. |
2. Актуализация знаний. Цель: создание проблемной ситуации. |
Сегодня наше занятие мы посвящаем Дню защитника Отечества. Слайд 1. 23 февраля. Советский воин бережёт Родной страны покой и славу. Он на посту. И наш народ Гордится Родиной по праву. Спокойно дети пусть растут В Советской, солнечной Отчизне. Он охраняет мир и труд, Прекрасный труд во имя жизни. |
|
3. Основная часть. Цель: реализация поставленных целей и задач. |
В 1917 году были свергнуты помещики, капиталисты. Власть получили рабочие и крестьяне. Но помещики и капиталисты не хотели мириться с этим. Они начали войну против рабочих и крестьян. Им помогали капиталисты других стран. И тогда рабочие и крестьяне сказали: «Мы будем бороться!» Была создана Красная Армия, в которую вошли тысячи рабочих и крестьян. Было это в феврале 1918 года. Потом, во времена советской власти, армия стала называться советской. И праздник, отмечаемый 23 февраля, назывался День Советской Армии и Военно-морского флота. В наши дни праздник переименован в День защитника Отечества. Сейчас некоторые ребята расскажут стихотворения. Первое стихотворение – «Родина» А. Прокофьева. Слайд 2. Родные просторы. На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше Дорогие края… Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья! А что такое Родина? Да, это дом, в котором мы живём, это дорога, по которой мы ходим в школу, это всё, что нас окружает. Мы должны Родину любить? Мы должны защищать Родину, если неприятель подойдёт к нашим границам? Слайд 3. День защитника Отечества. 1. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. 2. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолётов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье. 3. Родилась ты под знаменем алым В восемнадцатом грозном году. Всех врагов ты всегда побеждала, Победила фашистов орду. Как вы думаете, кто в армии важнее – ракетчик, танкист, лётчик, моряк или десантник? На это нельзя ответить. «Какой палец нужнее?» Все нужны. Одним пальцем не ударишь – нужно все пальцы сжать в кулак. Все нужны – и лётчики, и ракетчики, и десантники, чтобы дать отпор врагу. А сейчас мы послушаем стихи о разных родах войск. Слайд 4. Пограничник. Мой брат уехал за границу. Он пограничник. Он солдат. Когда нам дома крепко спится, В ночной дозор идёт мой брат. Идёт он в темноту ночную И автомат с собой берёт. Он бережёт страну родную, Семью родную бережёт. Он слышит самый тихий шорох, Он замечает каждый след. В глухих лесах, в степных просторах – Нигде врагам дороги нет! Домой не скоро возвратится, Не скоро он обнимет нас, Но знаю, где-то на границе О нас он думает сейчас. Слайд 5. Танкист. Стал танкистом старший брат. Я за брата очень рад, Потому что все ребята В моего играют брата. Танк стоит на постаменте. Много лет тому назад Здесь, где с Волги дует ветер, Защищал он Сталинград. На его гранёной башне Блещет красная звезда. Экипаж его бесстрашный Сёла брал и города. Людно здесь теперь и чисто, И дома стоят кругом. Где сейчас те три танкиста, Что когда-то были в нём? Слайд 6. Моряк. Сквозь волны грозные плывёт, Идёт в наряд секретный Родной страны военный флот, Стремительный, ракетный. Выходит в синие моря Надёжная застава, И говорит народ не зря: «Морскому флоту – слава!» Бескозырка и тельняшка И на лентах якоря, На ремне большая пряжка Моряку даны не зря. Слайд 7. Лётчик. Наши лётчики-герои Небо зорко стерегут, Наши лётчики-герои Охраняют мирный труд. Колокольчик золотистый Развернулся надо мной, Мы летим, парашютисты, Над страной, над страной! Итак, ребята, какая же у нас армия? Да, сильная, смелая, отважная. Мы можем гордиться нашей армией? Слайд 8. Мир нужен на земле всегда! Пусть небо будет голубым. Пусть в небе не клубится дым. Пусть пушки грозные молчат И пулемёты не строчат, Чтоб жили люди, города… Мир нужен на земле всегда! Как вы поняли, кто такой защитник Отечества? Да, это человек, любящий Родину, мужественный, который помогает стране, защищает её. А сейчас мы проверим, ловкие ли вы, сильные ли вы. Соревнование (по командам). 1. Пронести маленький мяч на теннисной ракетке. Важны скорость и аккуратность. Если мяч упал – поднять его и продолжать бег. 2. Попасть мячом в корзину. Побеждает команда, которая забросила больше мячей. 3. Всей командой обежать кегли (5-6 штук), взявшись за руки. Побеждает команда, которая раньше других достигла финиша и уронила меньше кеглей. 4. Каждый член команды должен пробежать прыжками на одной ноге. 5. Каждый член команды должен сделать 10 прыжков на скакалке и проползти по-пластунски под натянутыми верёвками, не касаясь их. Подведём итоги соревнования. |
Дети читают стихотворения, отвечают на задаваемые вопросы, участвуют в соревновании. |
4. Итоги. Цель: подытожить полученные знания. |
Молодцы! Ещё раз с праздником! Не забудьте поздравить ваших дедушек, пап, братьев с этим праздником! | Ответы детей. |
5. Рефлексия. Цель: получение обратной связи. |
Вам понравилось занятие? | Ответы детей. |