Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание чувства патриотизма во 2 классе

Кудряшова Нонна Альбертовна
Патриотизм – это любовь к Родине, к народу. Воспитание этого чувства особенно актуально в наши дни, когда обостряется международная обстановка.
Данную работу я провожу постоянно, во-первых, в связи с определёнными праздниками, во-вторых, во время чтения литературных произведений.
Я обязательно знакомлю ребят с государственными символами – гербом, флагом и гимном.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». Мы рассматриваем с детьми герб, говорим о том, что на нём изображено.
Флаг означает единство страны. У нас он трёхцветный. Мы говорим о том, что же означает каждый цвет флага. Белый – мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Музыку написал А. В. Александров, а слова – С. В. Михалков. Ребята учат гимн на уроках музыки, а мы на занятиях его повторяем.
На занятиях в ГПД мы говорим о нашей Родине, её красоте, богатстве. Ребята должны знать пословицы и поговорки о Родине. Я начинаю, а ребята должны продолжить. Например:
1. Всякая птица своё … (гнездо любит).
2. Где кто родился, там и … (пригодился).
3. Глупа та птица, которой своё гнездо … (не мило).
4. Дома и стены … (помогают).
5. Родина краше солнца, дороже … (золота).
6. Родная сторона – мать, чужая – … (мачеха).
7. Родина – мать, умей за неё … (постоять).
Любить Родину – это знать фольклор. Я знакомлю детей с потешками, скороговорками, приговорками, загадками, закличками, небылицами, считалками, пословицами и поговорками.
Читая русские народные сказки, я также воспитываю у ребят чувство патриотизма. Герои сказок учат детей любить Родину, защищать её от неприятеля.
Я читала ребятам и былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича.
Велика взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Она усиливает эффект от прочитанного. Ребята с удовольствием рассматривают картину В. Васнецова «Три богатыря».
Родина и природа неразделимы. Я часто читаю детям стихи о русской природе. Это рождает у них чувство прекрасного и необходимость защиты такой красоты. Дети знакомятся с замечательными стихами А. Н. Толстого, А. Н. Плещеева, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, А. Н. Майкова, А.А. Фета и другими.
Особое место в деле патриотического воспитания детей занимает тема войны, блокады. Иногда бывает, что кто-то из детей не может назвать дату начала и окончания войны, дату полного освобождения Ленинграда от блокады. Чтобы этого не было, я стараюсь просвещать детей, читая им книги, рассказывая им о войне.
Герои книг пронесли сквозь жестокое время справедливость, чувство ответственности, любовь к добру, к Родине. Эти качества послужат современным детям ориентирами для воспитания в себе характера, чувства патриотизма.
Могу привести примеры книг, с которыми я знакомлю детей.
1. Лободин М. За оборону Ленинграда. – М.: Изд-во «Малыш», 1976.
2. Миксон И.Л. Жила, была: Историческое повествование / Оформление и рис. А. и В. Траутот. – Л.: Дет. лит., 1991. – 223 с., илл., вкл.
3. Октябрята – смелые ребята: серия книг для младшего школьного возраста о подвигах пионеров-героев.
4. Пантелеев В. Рассказы о подвиге / сост. Р. Данкова. – М.: Изд. ОНИКС-ЛИТ, 2014. – 176 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника).
5. Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – М.: Изд. ОНИКС-ЛИТ, 2014. – 192 с.: ил. – (Библиотека российского школьника).
6. Ходза Н.А. Дорога жизни. – Л.: Изд. «Детская литература», 1974.
7. Шкадаревич И.И. Бессмертный подвиг Александра Матросова. – М.: Изд. «Просвещение», 1967.
Очень интересны журналы «Бессмертный полк», «Невыдуманные истории», в которых помещаются рассказы простых людей: ветеранов боёв, работников тыла, тех, кто пережил ленинградскую блокаду, эвакуацию, узников концлагерей и выживших на оккупированных врагом территориях. Ребята всегда с большим интересом слушают эти истории.
Очень часто в газете «Большая Охта» печатаются рассказы о ветеранах. Я их сохраняю и потом использую в работе.
Велика роль школьных музеев в воспитании  любви к Родине. В нашей школе – ГБОУ СОШ № 133 Красногвардейского района – создан замечательный музей «Круголетье». В нём воссоздан быт крестьянской семьи. Людмила Анатольевна – руководитель музея – проводит экскурсии для детей. Ребята узнают очень много интересного о традициях русского народа.
Ученики нашей школы посещают и другие музеи в связи с патриотическим воспитанием. В частности, ученики 2 класса ходили в музей, созданный на базе школы № 140 Красногвардейского района. Школьники узнали о подвиге казахской девушки-снайпера Алии Молдагуловой, о том, что жила она в нашем городе, училась в школе, и её именем была названа одна из улиц в нашем Красногвардейском районе – улица Молдагуловой.
23 февраля – День защитника Отечества. Предлагаю разработку занятия во 2 классе, посвящённую этому дню.
Цель занятия: увеличение знаний детей о празднике 23 февраля.
Задачи.
Образовательные:
1) получение знаний о создании армии, о её составе.
Развивающие:
1) развитие ловкости.
Воспитательные:
1) воспитание патриотизма;
2) воспитание гордости и уважения к представителям армии.
Тип занятия: знакомство с новой информацией.
Ресурсы: презентация, стихи.
Литературные источники:
Прокофьев А.А. Красный платочек: Сборник стихов. – Л.: Детская литература, 1976.

 
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
Цель: настроить на получение знаний.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. И надеюсь, что это взаимно. Дети здороваются.
2. Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации.
Сегодня наше занятие мы посвящаем Дню защитника Отечества.
Слайд 1. 23 февраля.
Советский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту. И наш народ
Гордится Родиной по праву.
Спокойно дети пусть растут
В Советской, солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни.
 
3. Основная часть.

Цель: реализация поставленных целей и задач.
В 1917 году были свергнуты помещики, капиталисты. Власть получили рабочие и крестьяне. Но помещики и капиталисты не хотели мириться с этим. Они начали войну против рабочих и крестьян. Им помогали капиталисты других стран. И тогда рабочие и крестьяне сказали: «Мы будем бороться!» Была создана Красная Армия, в которую вошли тысячи рабочих и крестьян. Было это в феврале 1918 года.
Потом, во времена советской власти, армия стала называться советской. И праздник, отмечаемый 23 февраля, назывался День Советской Армии и Военно-морского флота. В наши дни праздник переименован в День защитника Отечества.
 
Сейчас некоторые ребята расскажут стихотворения. Первое стихотворение – «Родина» А. Прокофьева.
Слайд 2. Родные просторы.
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
 
А что такое Родина?
Да, это дом, в котором мы живём, это дорога, по которой мы ходим в школу, это всё, что нас окружает.
Мы должны Родину любить?
Мы должны защищать Родину, если неприятель подойдёт к нашим границам?
Слайд 3. День защитника Отечества.
1. Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
2. Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
3. Родилась ты под знаменем алым
В восемнадцатом грозном году.
Всех врагов ты всегда побеждала,
Победила фашистов орду.
 
Как вы думаете, кто в армии важнее – ракетчик, танкист, лётчик, моряк или десантник?
На это нельзя ответить. «Какой палец нужнее?» Все нужны. Одним пальцем не ударишь – нужно все пальцы сжать в кулак. Все нужны – и лётчики, и ракетчики, и десантники, чтобы дать отпор врагу.
 
А сейчас мы послушаем стихи о разных родах войск.
Слайд 4. Пограничник.
Мой брат уехал за границу.
Он пограничник. Он солдат.
Когда нам дома крепко спится,
В ночной дозор идёт мой брат.
Идёт он в темноту ночную
И автомат с собой берёт.
Он бережёт страну родную,
Семью родную бережёт.
Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах –
Нигде врагам дороги нет!
Домой не скоро возвратится,
Не скоро он обнимет нас,
Но знаю, где-то на границе
О нас он думает сейчас.
Слайд 5. Танкист.
Стал танкистом старший брат.
Я за брата очень рад,
Потому что все ребята
В моего играют брата.
Танк стоит на постаменте.
Много лет тому назад
Здесь, где с Волги дует ветер,
Защищал он Сталинград.
На его гранёной башне
Блещет красная звезда.
Экипаж его бесстрашный
Сёла брал и города.
Людно здесь теперь и чисто,
И дома стоят кругом.
Где сейчас те три танкиста,
Что когда-то были в нём?
Слайд 6. Моряк.
Сквозь волны грозные плывёт,
Идёт в наряд секретный
Родной страны военный флот,
Стремительный, ракетный.
Выходит в синие моря
Надёжная застава,
И говорит народ не зря:
«Морскому флоту – слава!»
Бескозырка и тельняшка
И на лентах якоря,
На ремне большая пряжка
Моряку даны не зря.
Слайд 7. Лётчик.
Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши лётчики-герои
Охраняют мирный труд.
Колокольчик золотистый
Развернулся надо мной,
Мы летим, парашютисты,
Над страной, над страной!
 
Итак, ребята, какая же у нас армия?
Да, сильная, смелая, отважная.
Мы можем гордиться нашей армией?
Слайд 8. Мир нужен на земле всегда!
Пусть небо будет голубым.
Пусть в небе не клубится дым.
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
 
Как вы поняли, кто такой защитник Отечества?
Да, это человек, любящий Родину, мужественный, который помогает стране, защищает её.
 
А сейчас мы проверим, ловкие ли вы, сильные ли вы.
Соревнование (по командам).
1. Пронести маленький мяч на теннисной ракетке. Важны скорость и аккуратность. Если мяч упал – поднять его и продолжать бег.
2. Попасть мячом в корзину. Побеждает команда, которая забросила больше мячей.
3. Всей командой обежать кегли (5-6 штук), взявшись за руки. Побеждает команда, которая раньше других достигла финиша и уронила меньше кеглей.
4. Каждый член команды должен пробежать прыжками на одной ноге.
5. Каждый член команды должен сделать 10 прыжков на скакалке и проползти по-пластунски под натянутыми верёвками, не касаясь их.
Подведём итоги соревнования.
Дети читают стихотворения, отвечают на задаваемые вопросы, участвуют в соревновании.
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Итоги.
Цель: подытожить полученные знания.
 Молодцы! Ещё раз с праздником! Не забудьте поздравить ваших дедушек, пап, братьев с этим праздником! Ответы детей.
5. Рефлексия.
Цель: получение обратной связи.
Вам понравилось занятие? Ответы детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»