Система воспитания "Человек в большом городе"
Мищенко Ольга Анатольевна
При планировании воспитательной работы ставится цель: заложить основы социальной ориентации младших школьников, которые позволят сформировать у учащихся нравственные ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, способствовать развитию творчества и самовыражения учащихся.Задачи воспитательной работы:
Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого внутри коллектива и за его пределами;
Развитие инициативы и творчества;
Формирование активной гражданской позиции;
Воспитание трудолюбия и бережного отношения к труду других людей;
Построение отношений дружбы и заботы друг о друге;
Формирование основ здорового образа жизни.
Самыми важными требованиями, предъявляемыми к системе работы стали:
- возможности применения коллективной (вместе с детьми) разработки, коллективного планирования, коллективного проведения и анализа результатов;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
- конструктивное межличностное (межклассное и межвозрастное) взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
Система работы «Человек в большом городе» базируется на четырех уровнях условного взаимодействия младшего школьника с окружающим миром: семья, школа, город, страна. В связи с этим все занятия или мероприятия могут быть отнесены к одному из уровней такого взаимодействия и надо стараться использовать каждый из них для каждой темы:
1.Человек в семье; 2.Человек в школе; 3.Человек в городе; 4.Человек в стране.
В качестве основы планирования была разработана «Циклограмма мероприятий», которая применима в течение всего периода (4 года+) реализации воспитательной работы. Все мероприятия распределены на несколько блоков: праздники, события (исторической памяти), практикумы, акции, экскурсии и выезды, конкурсы и олимпиады. Для удобства планирования конкретных мероприятий данный список представляется уже помесячно.
ЦИКЛОГРАММА
мероприятие | сроки | цикличность | |
ПРАЗДНИКИ | |||
1 | Посвящение в ученики | октябрь, | 1кл / 5 класс |
2 | День именинника | осень, весна | 2р/г |
3 | Мамин день | ноябрь | 1р/г |
4 | День рождения школы | декабрь | 1р/г |
5 | «Дед Мороз и все, все,все…» | декабрь | 1р/г |
6 | «Парни, выходи строиться…» | февраль | 1р/г |
7 | Бал цветов 8-го марта | март | 1р/г |
8 | Широкая масленица | февраль-март | 1р/г |
9 | Прощание с Букварём | апрель | 1 класс |
10 | Прощание с начальной школой | май | 4 класс |
11 | Весёлые старты | По плану учителя | 2р/г |
СОБЫТИЯ (исторической памяти) | |||
1 | «Когда мы едины…» | ноябрь | 1р/г |
2 | «900 дней мужества» | январь | 1р/г |
3 | Гагаринский урок | апрель | 1р/г |
4 | «Победный май, великий май…» | май | 1р/г |
ПРАКТИКУМЫ | |||
1 | «Компас» нравственности | Сентябрь-октябрь | 1 класс |
2 | Что мы знаем о толерантности… | ноябрь | 1 р/г |
3 | Основной закон государства | декабрь | 1р/г |
4 | День книгодарения | февраль | 1р/г |
5 | «Живой» уголок | По плану учителя | любая |
6 | Личная безопасность | По плану учителя | любая |
7 | «Цветной» день | По плану учителя | любая |
8 | В стране Читалии | По плану учителя | любая |
9 | Урок самоуправления | Последний день четверти | 3,4,5 класс |
10 | Родительский урок | По плану учителя | 1-2 р/г |
11 | Фестиваль «Вместе ярче» | В течение года | любая |
АКЦИИ | |||
1 | Акция по сбору макулатуры | По плану школы | 1р/г |
2 | Акция по сбору батареек | По плану школы | 1р/г |
3 | Акция «Друзья птиц» | зима | 1р/г |
4 | Акция «Подари ребёнку праздник» | декабрь | 1р/г |
5 | Акция «Неделя добрых дел» | апрель | 1р/г |
6 | Акция «Зеленый десант» | В течение года | любая |
КОНКУРСЫ | |||
1 | Конкурс чтецов | осень, зима | 3р/г |
2 | Предметные олимпиады | Осень, зима | любая |
3 | Экологические командные игры | В течение года | 3р/г |
4 | Творческие и проектные конкурсы | В течение года | 3 р/г |
5 | Конкурсы научно-исследовательских и проектных работ | Зима, весна | 2р/г |
ЭКСКУРСИИ | |||
1 | Квесты на открытом воздухе | Осень, весна | 2-4 р/г |
2 | Интерактивные музейные занятия | В течение года | любая |
3 | Посещение музейных экспозиций | В течение года | любая |
4 | Выезды на целый день | В течение года | 1-2 р/г |
Концепция работы («воспитание без принуждения») обуславливает выбор форм и методов ее реализации: от бесед и праздников до создания групповых проектов и научно-исследовательских работ. Ни одна тематическая подборка не закреплена за какой-то определенной формой ее проведения. Выбор формы осуществляется в процессе подготовки конкретного мероприятия с учетом возрастных особенностей детей. Причем каждая тема условно может быть представлена не одним, а несколькими событиями.
Главным преимуществом своей работы считаю системно-деятельностный подход к освещению каждой темы.
Для примера возьмем некоторые темы из Циклограммы и проследим в какой последовательности может быть выстроена работа.
«В стране Читалии»
Цель: познакомить учащихся с примерами нравственного поведения через восприятие текстов художественной литературы; обогатить читательский опыт; повысить уровень читательской культуры; раскрыть духовно-нравственный потенциал учащихся; формировать коммуникативную культуру учащихся; работать над воспитанием гражданского самосознания;.
1. Мотивирующая беседа - для прочтения произведений какой-то тематики или автора (уровень взаимодействия – семья);
2. Посещение библиотеки и нравственно-этическая беседа на основе прочитанного;
3. Викторина, интеллектуальная игра в зависимости от возраста учащихся (уровень взаимодействия – школа);
4. Участие в школьной читательской конференции своей ступени (уровень – семья, школа);
5. День книгодарения – (уровень взаимодействия – школа);
6. Театральный проект или участие в конкурсе чтецов (уровень взаимодействия – город);
7. Квест, экскурсия, акция по сбору макулатуры (уровень взаимодействия – страна).
«Цветные» дни
- привлечь внимание учащихся к той или иной проблеме, событию, знаменательной дате, дать возможность ощутить себя причастными к знаковым событиям общества; содействовать формированию экологического сознания, природосообразного поведения и творческой инициативы; мотивировать задуматься о причинах возникновения и способах решения тех или иных проблем, вопросов (тематических); формировать коммуникативную культуру учащихся.
1. Мотивирующая беседа – постановка существующей проблемы, погружение в её суть, мотивация поиска информации по ней (уровень взаимодействия – семья);
2. Экологический урок на основе найденной информации (чем старше дети, тем выше степень их участия в подготовке и проведении такого урока) (уровень взаимодействия – школа);
3. Викторина, интеллектуальная игра в зависимости от возраста учащихся (уровень взаимодействия – школа);
4. Участие в олимпиаде, командной игре – очные в районе или городе своей ступени (уровень взаимодействия – город),
5. Эксперимент и участие в конкурсе научно-исследовательских работ (уровень – город),
6. Квест, экскурсия, фестиваль «Вместе ярче!», акция «День птиц», акция по сбору батареек и т.д. (уровень взаимодействия – страна).
И даже праздники, такие как Новый год, День Защитника Отечества, Масленица не просто празднуются в классе, а наравне с другими темами, представлены системой работы на всех уровнях взаимодействия. Ведь у каждого праздника есть своя история, традиции, персонажи, изучая которые дети получают ориентиры нравственного поведения.
«Мамин день»
Цель: воспитывать уважение к семье, любовь к матери, чувство благодарности за её заботу и любовь; познакомить учащихся с примерами нравственного поведения; способствовать гармонизации детско-родительских отношений; созданию положительной психологической атмосферы в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей уч-ся; формировать коммуникативную культуру учащихся; развивать у детей чувство ответственности за себя, за окружающих; распространять позитивные идеи добровольного служения обществу.
1. Мотивирующая беседа - «Кого мы называем мамой? Всегда ли это должна быть биологическая мама? Как люди относятся к своим мамам?» (уровень взаимодействия – семья);
2. Совместный просмотр фильма или чтение учителем произведения на заданную тему и нравственно-этическая беседа на основе прочитанного (уровень взаимодействия – школа);
3. Мастер-класс «Подарок маме» (реализуют пятиклассники) (уровень – школа);
4. Участие в школьном концерте для мам (уровень взаимодействия – школа);
5. Театральный проект или участие в конкурсе чтецов (уровень – город);
6. Проектно-исследовательская работа «Моя мама» в зависимости от возраста учащихся (включает анкету, интервью с мамой, рисунки, сочинения, сюрприз для мамы) (уровень взаимодействия – семья);
7. Акция «Неделя добрых дел» (уровень взаимодействия – страна).
Результаты: вследствие такой последовательной работы, ребята получают и глубокое понимание рассматриваемого вопроса, и личностное развитие на основе нравственных ориентиров, и возможность проявить себя на любом из уровней взаимодействия. Каждый ученик получает внимание педагога в процессе индивидуальной подготовки к мероприятиям, у них есть возможность получить колоссальный опыт самовыражения и самоанализа. Творческий педагог может увеличить степень достижения планируемых результатов на всех уровнях взаимодействия при наличии интереса и проявления инициативы со стороны учащихся. Дети очень быстро почувствуют эти возможности и будут стремиться сотрудничать активнее. Таким образом возрастает доля самостоятельности, свобода самовыражения и к четвертому классу подготовку 50 % мероприятий дети уже готовы полностью взять на себя. Учителю остается только консультировать, направлять и дополнять ребят при необходимости.
При использовании описанной программы воспитательной работы необходимо предусмотреть следующие шаги:
1. Чётко осознать цели, задачи, требования, предъявляемые к работе классного руководителя на данном этапе. Они вполне могут совпадать с представленными, достаточно их несколько скорректировать под конкретный класс.
2. При составлении планирования, поработать сначала с Циклограммой мероприятий и прикинуть для себя такое количество комплексов мероприятий, организацию и проведение которых педагог сможет обеспечить на высоком уровне.
3.Оставить за учащимися выбор формы проведения тех мероприятий, которые возможно видоизменять.
4. Составить план мероприятий на каждый месяц.
5.Описать для себя сроки и необходимые условия всех этапов работы над мероприятием.
6.В процессе работы стремиться по возможности делегировать учащимся свои полномочия по организации и проведению мероприятий в той части, где вы уверены в их силах. Чётко объяснять цели, условия и сроки, но ни в коем случае не регулировать то содержание, которое они хотели бы вложить в свою работу. Не ограничивать творчество своих помощников.
7.Учитывать интересы разных групп детей и привлекать к
8. Контролировать подготовку, проводить консультации, оказывать помощь и всегда иметь запасные варианты, если что-то пойдёт не по плану.
9. Не боятся работать с родителями: советоваться с ними, просить их о помощи и привлекать к участию в воспитательной работе класса. Они – первые помощники ребёнка и учителя.
10. Проводить аналитический этап вместе с учащимся на позитивной ноте, но учитывать, что похвала от проделанной работы должна использоваться по возрасту и по нарастающей.
11. Мотивировать детей к самооцениванию с позиции конструктивизма. Рассматривать обратную связь как отправную точку для следующего этапа работы. Главное преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с вами», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
12. При реализации данной воспитательной системы педагог должен быть внутренне готов к тому, что он должен являться нравственным идеалом и примером для своих учащихся в проявлении творчества, инициативы, трудолюбия, взаимоподдержки и взаимопомощи, уметь «зажечь» детей вдохновением и стремлением к самосовершенствованию.