Взаимодействие с родителями младших школьников
Гурова Наталья Александровна
Для ребенка начало школьной жизни, как правило, характеризуется положительными эмоциями. Он ожидает ярких и интересных впечатлений, думает о новых друзьях и возможностях, его привлекают внешние атрибуты ученика. Но в тоже время первые дни в школе дают ребенку понять, как изменилась его жизнь, и не всегда он готов к этим изменениям. И очень важно насколько родители младшего школьника подготовили его к этому новому этапу жизни. Именно в семье дети получают первые представления об окружающем мире, у них формируются основные ценности и реакции на определенный вид событий или обстоятельств. Взаимодействие педагогов и родителей важно на всех ступенях образования ребенка, но особую значимость и актуальность оно приобретает при получении начального образования. Именно в этот период связь ребенка с семьей еще очень крепка, родительский авторитет влияет на мотивационную сферу младшего школьника.Что же следует понимать под определением педагогическое взаимодействие? Это связь между всеми участниками образовательного процесса, подразумевающую взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок.Рассмотрим в этой статье трех субъектов проесса: педагога, младшего школьника и его родителей. Соответственно, если взаимодействие происходит только в формате педагог/ученик, то эффективность будет гораздо ниже, чем, если будут осуществляться также взаимодействия вида: ученик/родители, педагог/родители. Рассматривая воспитание в данном контексте, нельзя отрицать, что ведущая роль в нем отводится родителям, так как именно они воспитывают ребенка . Именно они выступают главным субъектом во взаимодействии с младшим школьником в процессе формирования его личности. Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует не только снижению нагрузки на каждого участника процесса, но и позволяет добиться лучших результатов. Педагог должен стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности также будет зависеть и качество образовательного процесса в целом и адаптации в частности.
Образовательная функция включает в себя предметные знания по конкретному предмету. Объективно же обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Именно родители прививают ребенку определенное отношение к общечеловеческим ценностям, моральным нормам и требованиям, принятым в обществе. И чтобы не возникало диссонанса, педагог и родители должны взаимодействовать не эпизодически, а выстраивая сотруднические отношения на постоянной основе.
Самым простым и логичным примером участия родителей является помощь в выполнении домашних заданий. Она не должна сводиться к готовым решениям и ответам, а представлять собой процесс совместной деятельности, в ходе которой младший школьник самостоятельно придет к поставленной цели. Важными моментами взаимодействия семьи и школы считаю: обучение родителей приемам, способам и стилю обучения детей; оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций; формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Здесь уместно обратить внимание на то, что родители без взаимодействия с педагогом не всегда могут полноценно оказать помощь младшему школьнику в период адаптации. Изначально большинство родителей не владеют знаниями в области педагогики и возрастной психологии, зачастую именно педагог может указать им на возникшую неправильность адаптационного процесса. Своей целью педагога считаю формирование родительской компетентности.