Воспитательная система класса «Шаг за шагом»
Колганова Наталья Сергеевна
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
ОбоснованиеВ.Г. Белинский
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.
Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.
При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:
- духовно-нравственное развитие;
- ежедневное повышение уровня культуры;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- здоровьесбережение школьника;
- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.
Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.
Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:
- не злись;
- не зазнавайся;
- не обижай слабого и младшего;
- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);
- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.
По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: почти не стало драк, исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.
Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше.
Целеполагание
Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
2) воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
3) приобщать к здоровому образу жизни;
4) создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
5) способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья - ученик - школа - семья).
Концептуальные основы системы
При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».
Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.
В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:
- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.
- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;
- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;
- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.
- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.
Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.
В воспитательной системе класса выделены следующие направления:
Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).
• Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
• Гражданско-патриотическое воспитание.
Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).
• Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы
Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).
• Воспитание семейной культуры.
• Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
• Этическое и эстетическое воспитание
Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).
• Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.
Социальное.
• Профилактическое:
- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Аналитическая часть
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)
В классе 14 мальчиков: 5 человек 2009 года рождения, а 9 человек – 2010 года рождения. Класс особый, дети с ограниченными возможностями здоровья. Три мальчика с диагнозом: расстройство аутистического спектра, где у одного из них под вопросом ещё один диагноз: лёгкая умственная отсталость; один ребенок- слабослышащий (тугоухость), у остальных задержка психического развития. К учебным занятиям ребята относятся ответственно и являются довольно работоспособными.
Начиная с первого класса, среди учащихся выделились две микрогруппы.
Первая группа – дети ходили в один детский сад. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе.
Вторая группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу и нашли друзей.
В первом классе отношения между детьми были более сложными, часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки. В настоящее время в результате совместной работы учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей прослеживается динамика развития классного коллектива. В классе сложились доброжелательные отношения, открытой агрессии в поведении отдельных учащихся уже не наблюдается. Учащиеся стали более терпимы друг к другу. Общение большинства ребят строится на принципе сотрудничества и взаимной поддержки. В классе есть работоспособный актив, но явного лидера нет, «отвергнутых» тоже нет. Обособленно в классе держится только один ученик в силу своего заболевания (РАС и легкая умственная отсталость)
Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для конкурсов. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.
У всех ребят условия воспитания в семье отвечают социальным требованиям. Отношение родителей к своим детям ответственное и доброжелательное. Все родители посещают родительские собрания, прислушиваются к рекомендациям специалистов в школе.
2. Учебная деятельность
Высокий уровень учебной мотивации имеют 3 ученика, они осознают важность и необходимость учения, охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Эти мальчики быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминают быстро и прочно, умеют сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.
Средний уровень учебной мотивации имеют 7 человек. Это учащиеся, которые осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Но они не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.
Низкий уровень учебной мотивации у четырёх учащихся. У этих ребят нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные ученики быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.
3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса
За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:
- приходить вовремя в школу;
- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;
- готовиться к уроку;
- правильно вести себя на переменах;
- аккуратно одеваться и раздеваться;
- следить за своим рабочим местом и др.
Но не у всех это получается, поэтому командир класса или дежурные напоминают им об этом.
Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети, которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.
4. Здоровье
В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 9 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 5 человек – в подготовительной, из них два ученика инвалида: один с РАС, другой по тугоухости.
Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.
Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)
5. Педагогические выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;
- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;
- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;
- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;
- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения;
- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.
Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.
Модель ученика – выпускника начальной школы
(в соответствии с ФГОС)
Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:
• ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
• ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
• ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
• ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
• ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
• ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Внешние и внутренние связи
и отношения воспитательной системы класса
При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.
Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»
• Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
• Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
• Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
• Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
• Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
• Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.
Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.
Механизм функционирования воспитательной системы класса
На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).
Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.
Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.