Психолого-педагогическое сопровождение
воспитателем ГПД учащихся в начальной школе
Леконцева Венера Рауфовна
Психолого-педагогическое сопровождение воспитателем ГПД учащихся в начальной школе является важным фактором для развития ребенка в окружающей его среде, с присущими ей групповыми правилами, ценностями, традициями, перспективами, а также коммуникативными навыками, преобладающим эмоциональным фоном в группе, принятия или непринятия другими как индивидуальности, проявление у личности образа своего «Я» для каждого учащегося. В данном вопросе, главную роль в жизни ребенка определяет его семья, семейные ценности, различные модели поведения его родителей с другими людьми, их жизненные и религиозные принципы на дальнейшее взаимодействие и взаимоотношения их ребенка с обществом.Взаимодействие ребенка с родителем является первым и основополагающим опытом в его жизни, через которые принимаются определенные установки и взгляды на жизнь, их качество влияет на социализацию подрастающих поколений. Именно с ранних стадий общения ребенка с окружающим миром и необходимо его своевременное сопровождение педагогом в детском коллективе, прибегая, тем самым, к поддержке со стороны его родителей для улучшения процесса воспитания.
Максимальное и своевременное взаимодействие педагога с родителями дает шанс на предотвращение проблем с обучением у учащегося в будущем, его позитивный настрой на победу и желание узнать много интересного во время процесса обучения. Специфика психологического сопровождения для педагога, в первую очередь, заключается в необходимости вступать в контакт с родителями, выслушивать их пожелания, жалобы и пожелания по интересующим их вопросам. Зачастую сообщения родителей являются единственным и важным источником информации о собственном ребенке, как он рос, развивался, где и какие навыки приобретал. Кроме того, некоторые родители иногда нуждаются в утешении, поддержке и разборе некоторых ситуативных проблем в поведении ребенка. Очень важно охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, понять сущность семьи как совокупности входящих в нее индивидуальностей, помочь осознать те паттерны поведения, которые закладывались на ранних этапах онтогенеза, и в той или иной мере влияющие на развитие новой личности в неизведанном для него мире. Сопровождение учащегося педагогом осуществляется не только разнообразием многих развивающих методик в группе, но и непосредственным присоединением его к каждой семье из учащихся, воспитатель как бы входит в нее в качестве дополнительного элемента, обладающего определенной энергией, информацией и волей, побуждая членов семьи к некоторым изменениям, к пересмотру существующих правил и границ, устоявшегося мнения и поведения.
Результатом психологического сопровождения учащихся является изменение определенных конфликтных ситуаций, поведение детей становится более естественным, неограниченным в своих мыслях и желаниях, родители становятся более открытыми, появляется неподдельный интерес к самим себе, к собственной жизни и своим детям, осознав, что огромное количество незначительных, на их взгляд, проблем являются первоисточником от них самих. Многие вспомнили о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение именно так, чтобы оно соответствовало общим правилам, ограничив свою свободу и требуя то же самое от детей, вследствие чего в семьях возрос уровень агрессии по отношению друг к другу. Таким образом, обретение свободы сопровождается высвобождением агрессии, а агрессивное поведение, в свою очередь, воспринимается его носителем как обретение свободы. Именно образовательный процесс оказался ответственным за сохранение человеческой души, ее изменением в лучшую или худшую сторону, а также за укрепление семейных отношений, связей как один из путей, ведущих к укреплению государства в целом.
В заключение хотелось бы процитировать слова известного психотерапевта Н.А. Михайловой: «Если вы хотите успешно работать с семьей, то добейтесь того, чтобы она приняла вас, а уж вы извольте принять их такими, какие они есть!»