Педагогическое общение как воспитание
Лисова Инна Васильевна
Школа - частичка жизни ребенка длинною в 11 лет. На его пути встречается много трудностей связанных с обучением, взаимоотношениями с одноклассниками и учителем. Проводником на этом отрезке жизни является учитель. Каким выйдет в жизнь этот человек, напрямую зависит от индивидуально подобранного подхода учителя к каждому ученику. Многочисленные исследования позволяют нам убедиться, что зачастую виной неуспеваемости, скрытности, нежелания учиться является не столько сложность материала и трудность в его освоении, сколько проблема взаимодействия со сверстниками, а в особенности – с учителем. Можно с уверенностью сказать, что именно в общении складывается система воспитательных взаимоотношений, помогающих или же, наоборот, препятствующих развитию и становлению личности ребенка, усвоению им знаний, умений, навыков.
Правильно организованный процесс педагогического общения способствует возникновению эффективного и продуктивного контакта между учителем и ребенком, как субъектом педагогического процесса, способствует преодолению коммуникативных и психологических барьеров, всестороннему развитию личности.
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Общение принадлежит к числу так называемых «пограничных» категорий. Общение изучается многими наукам и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, и причем каждая из них проводит исследование в соответствии со спецификой своего предмета, целями и методами. Особенность же педагогического общения определяется целью и предназначением этого вида общения, которое в первую очередь направленно на развитие личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.
А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива.
И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности
Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе . Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе
В стиле педагогического общения находят выражение различные способности педагога - от коммуникативных до творческих, - а также проявляется характер уже сложившихся отношений между учителем и учениками. В характере общения учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и психологический склад личности учителя. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру, а также профессиональные навыки и нравственные особенности педагога. что каждый стиль педагогического общения отличается от остальных и имеет свои специфические характеристики .
Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя. Среди показателей личностного плана наибольшую роль играют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др.
Конечно, на результативность педагогического общения влияют такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
Во многих исследованиях отмечают связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. А.А. Реан выявила интересную особенность: педагоги, не связывающие свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности, дают в большей степени положительную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.
Также можно выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией. Одним из них является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение зачастую связывают с коммуникативностью педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Для успешного общения и достижения коммуникативных целей учитель должен уметь занимать верные коммуникативные позиции, перестраиваться, применять различные стили педагогического общения в зависимости от обстановки и окружения. Однако, в реальной жизни достичь этого очень сложно, часто правила общения нарушаются и учителя совершают грубейшие коммуникативные ошибки.
Педагогическое общение представляет собой особый вид делового межличностного общения, который имеет свои отличительные особенности, но в то же время схож с бытовым общением. Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя. Хотя существует огромное количество стилей педагогического общения, его выбор каждым педагогом должен быть в первую очередь ориентирован на индивидуальности самого педагога, его учеников, а также на личностное и умственное развитие ученика. Коммуникативные проблемы между ребенком и учителем могут спровоцировать апатию, неприязнь, «синдром выученной беспомощности», нежелание учиться и развиваться. Выбор того или иного стиля педагогического общения в большой степени влияет на психологическую атмосферу классного коллектива и каждого ученика в отдельности. Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни позиции смещаются, а “правила” общения нарушаются. Общение является центральной проблемой педагогики. Оно выступает основным средством решения задач обучения, воспитания и личностного развития учащихся и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. В связи с этими ведущими принципами педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.