Особенности воспитательной работы в начальной школе
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Целевая направленность образовательного процесса в начальной школе - воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Основные направления, задачи воспитания, ценностные установки, виды и формы воспитательных мероприятий и полученные результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников
Каждое из основных направлений духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Задачи воспитания:
- Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства , его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
- Сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России.
- Развивать интерес к общественным явлениям, понимании активной роли человека в обществе.
- Сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре.
- Сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
- Сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов.
- Мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины.
- Развивать умение отвечать за свои поступки.
Ценностные установки: любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, политкультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды и формы воспитательных мероприятий: с учащимися были проведены:
- Урок Толерантности
- Классный час «Наши права и обязанности»
- Акции «Чистый двор»
- Мероприятия по ПДД
- Мероприятия по противопожарной безопасности.
- Урок Мужества «Блокада Ленинграда», торжественная линейка Памяти «День победы»
- Мероприятия в школьном музее
Полученные результаты воспитательной деятельности:
- Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.
- Учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
- Учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
- Учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.
- Учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища
«Развитие нравственных чувств и этического сознания»
- Задачи воспитания:
- Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях.
- Сформировать представления о правилах поведения.
- Сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.
- Развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимоподдержке.
Ценностные установки: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; терпимость; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
Виды и формы воспитательных мероприятий: с учащимися были проведены:
- Международный день Семьи
- Открытые уроки для родителей
- Беседа «День семьи и семейных ценностей»
- Анкетирование учащихся по выявлению степени коммуникабельности
- Уроки этики
Полученные результаты воспитательной деятельности:
- Учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.
- Учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.
- Учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям.
- Учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в беде.
- Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним.
«Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»
Задачи воспитания:
- Сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
- Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
- Сформировать элементарные представления о профессиях.
- Сформировать первоначальные навыки коллективной работы.
- Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно- трудовых заданий.
- Формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Ценностные установки: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Виды и формы воспитательных мероприятий:
- Субботник по благоустройству территории школы
- Выставки творческих работ
- Конкурс «Золотая осень»
- Школьные и Всероссийские предметные Олимпиады
- Создание учебных проектов
Полученные результаты воспитательной деятельности:
- Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.
- Учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях.
- Учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.
- Учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.
- Учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности.
- Учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Задачи воспитания:
- Сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.
- Сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. Его образования. Труда и творчества.
- Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
- Сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
- Сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Ценностные установки: физическое здоровье и стремление к ЗОЖ, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Виды и формы воспитательных мероприятий:
- Спортивные состязания
- Осенний марафон
- Мероприятие «Вредные привычки и здоровье»
- Конкурс плакатов «Вредным привычкам-НЕТ!»
- Беседа по сохранению здоровья
- Посещение спортивной секции и кружков
- Диагностика здоровья
- Мониторинг заболеваемости
Полученные результаты воспитательной деятельности:
- У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
- Учащиеся имеют элементарные представления о значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
- Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности .
- Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
- Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Задачи воспитания:
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
- Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
- Сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Ценностные установки: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Виды и формы воспитательных мероприятий:
- Создание сообщений учащимися
- Операция «Помоги птицам»
- Конкурс рисунков и плакатов «Защитим природу!»
- Создание презентаций «О пользе овощей», «Сердцу милый уголок»
- Урок «Мы – петербуржцы»
- Классный час «Экологические проблемы нашего города»
Полученные результаты воспитательной деятельности:
- Учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально –нравственного отношения к природе.
- Учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
- У учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
- У учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, конкурсах.
Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Задачи воспитания:
- Сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях.
- Сформировать представления о душевной и физической красоте человека.
- Сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
- Развивать интерес к занятиям художественным творчеством.
- Развивать стремление к опрятному внешнему виду.
Ценностные установки: красота; гармония; духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Виды и формы воспитательных мероприятий:
- Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга
- Утренник «Международный женский день»
- Конкурс рисунков «Моей любимой маме»
- Конкурс осенних букетов
- Выставка «Наши поделки»
- Конкурс рисунков «Зимняя сказка»
- Участие в художественном оформлении класса
- Посещение районной библиотеки
- Участие в литературной игре по сказкам А.С. Пушкина.
- Праздник «ВЫПУСКНОЙ В 4 КЛАССЕ»
- Новогодний утренник
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
- Учащиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
- Учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
- У учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и себе самому: самореализации в различных видах творческой деятельности.
- Учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации учащихся начальной школы
Участниками процесса воспитания являются:
- педагогический коллектив школы
- родители
- педагоги дополнительного образования
- учащиеся