Хлеб всему голова
«Рассматривание хлеба и хлебобулочных изделий»
«Как хлеб пришел к нам на стол»
Цели:
- Учить детей рассматривать и сравнивать (хлеб, булка, сушки, баранки), выделяя их характерные признаки.
- Дать новые знания детям о труде людей, чьи профессии связанны с приготовлением и выпечкой хлеба (полевод, мельник, (мукомол), тракторист, комбайнер, пекарь, продавец).
- Обогатить словарь детей за счет слов и обращений: буханка хлеба, хлебушко, хлеб душистый, сдобная булочка за счет русских пословиц: «Хлеб на столе-мир на земле», «Хлеб всему голова».
- Подвести детей к обобщению понятий: хлебобулочные изделия.
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, чувство бережного отношения к хлебу.
Экскурсия в булочную, рисование хлебобулочных изделий, чтение худ. литературы о профессиях, связанных с выпечкой хлеба.
Оформление:
Тарелочки с нарезанным хлебом, булкой, сушками, сдобой.
Доска, нож, поднос с хлебом, хлеб различной формы.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово воспитателя.
- Обобщения знаний о хлебе.
- Практическая часть занятия с детьми по свойствам хлебобулочных изделий (вкус, форма, цвет, вид изделий).
- Сведения о профессиях связанных с выращиванием и выпечкой хлеба.
- Закрепление знаний.
- Итог занятия.
Дети, без чего обед не бывает вкусным и сытным? (без хлеба).
Сегодня, дети, мы будем разговаривать о хлебе и не только, а и о многих других хлебобулочных изделиях, одним словом: «Как хлеб пришел к нам на стол».
Сегодня мы будем приветливыми и радушными хозяевами. Гостя мы расскажем все , что знаем о хлебе. Снимаю салфетку, беру в руки поднос с хлебом, показываю хлеб и говорю:
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
Какими словами я сказала про хлеб?
- Повторим эти ласковые слова о хлебе.
- Посмотрите и скажите, какой хлеб по форме у меня на столе (круглый, каравай, кирпичиком).
- Понюхайте хлеб. Что о нем можно сказать? «вот он хлебушко душистый»
- Чем сверху покрыт хлеб?
- Отломите корочку и съешьте.
- Какой хлеб по вкусу?
- А как можно определить свежесть хлеба (мягкий, черствый, твердый...…)
- Подойдет ко мне...… (взрослый из гостей) как в магазине он определяет свежесть хлеба?
Как называется вчерашний хлеб? (черствый)
- А теперь посмотрите что я делаю: (в руках у меня деревянная доска и нож)
- Как вы думаете, что я буду делать? (нарезать хлеб)
- Что еще можно сделать с хлебом? (нарезать кусочками к обеду, нарезать на кубики и посушить – получаются гренки, ароматные и хрустящие). А если гренки подсолить, еще вкуснее.
А теперь рассмотрим булку:
- Какой формы батон? (Вызываю ребенка к столу. Он берет батон и показывает детям).
- Из какой муки его пекли? (Из пшеничной)
- А теперь дети посмотрите на свои тарелочки. Что там еще лежит кроме хлеба? (правильно булка)
- Возьмите по кусочку нарезанной булочки и попробуйте ее на вкус.
- Какая булка? Расскажите про свою булочку, какой она формы, какого вкуса, из какой муки ее испекли, с какой она корочкой?
Дети расскажите про другие изделия, которые лежат у вас на тарелочках (сушки, пряники, печенье, соломка, сдоба). Обобщаю: (форму, цвет, начинку, вкус, из какой муки). Даю понятие: вкусные ароматные булочки пекутся из сдобного теста.
- Чем отличается хлеб и булка? (формой, цветом, вкусом).
- Чем они похожи? (хлеб и булка – это продукты питания). Они не обходимы человеку, без них нет жизни на земле. Недаром русский народ говорит о хлебе пословицы:
«Хлеб всему голова». (Почему так сказано?)
«Хлеб на столе- мир на земле».
«Будет хлеб, будет и песня».
Вот такое большое значение имеет хлеб. Хлеб и булка появляется на столе в результате большого труда многих людей. Даю первоначальные сведения и показываю иллюстрации о профессиях, чей труд связан с выращиванием и выпечкой хлеба (полевод, мельник, (мукомол), тракторист, комбайнер, пекарь, продавец).
Вот как трудно делать хлеб, поэтому это надо ценить и относиться к нему очень бережно. Умеем ли мы это делать? (Примеры).
А сейчас послушайте стих о хлебе С. Михалкова.
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда сюда гоняли булку
И забивали ее гол.
Шел мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
(Дополнить при возможности иллюстрациями)
Обобщение и итог занятия
(Какие знания получили, о чем говорили, что запомнили.)
Какие поговорки проговаривали на занятии, и кто запомнили?
- «Без труда хлеб не родится никогда»
- «Худ обед, когда хлеба нет»
- «Бублик, баранку, хлеб и буханку пекарь испек спозаранку»
Заключительная часть занятия
Приход повара (взрослый одетый в костюм повара – здоровается, любуется детьми, спрашивает о чем шел разговор, что дети узнали сегодня и угощает всех бубликами и конфетами, прощается.
Дети под веселую музыку танцуют с поваром и провожают его.
Физкульт – минутка:
Ча – ча – ча печка горяча,
Чи – чи – чи, пекут в печке калачи,
Чо – чо – чо, осторожно в печке горячо,
Чу – чу – чу, будет всем по калачу.