Особенности организации воспитательной работы
на примере собственного опыта
Ракаева Виктория Анваровна,
ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»
ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»
Федеральный государственный образовательный Стандарт, реализуемый с 2011 г., ориентирован на становление личностных качеств ученика, важную роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Одной из главных задач, которые ставит перед нами ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эта задача совершенно по-новому заставляет взглянуть на работу образовательного учреждения с родителями: от традиционных методов просветительства до формирования осознанного родительства. Тем более что в основе ФГОС НОО лежит идея о том, что за воспитание и образование детей именно родители несут основную ответственность, а школа лишь помогает, направляет и поддерживает в этом благом деле семью.
За всю историю человечества постепенно сформировались два института воспитания – семейный и общественный, каждый из которых обладает своим набором специфических возможностей формирования умений и навыков полноценно развитой личности. И положительных результатов, безусловно, можно достигнуть только лишь во взаимодействии этих двух составляющих.
Хочу рассказать о своем опыте такого взаимодействия на примере своего прошлого выпускного класса. Уже 9 лет работаю в немецкой гимназии «Петершуле», да не просто в гимназии, а в ее филиале, находящемся в поселке Воейково. Почему «не просто» гимназия?
Дело в том, что мы очень отличаемся от многих образовательных учреждений, даже от нашей главной школы. Представьте себе уютный загородный коттедж, стоящий летом в окружении зелени,а зимой – в снежной сказке, и начальную школу с наполняемостью классов в 5-7 человек, расположенную в этом чудо-здании. Наши родители – участники образовательного процесса в прямом смысле этого слова. Начнем по порядку. Утро. Открываются двери школы, и родители со своими детьми свободно заходят в здание. Никто их не останавливает грозным окриком, как это можно наблюдать в больших школах. Классные руководители и учителя уделяют с утра время каждому родителю, пока дети завтракают и готовятся к уроку. Очень важно «задать тон» всему дню, создать позитивное и радостное настроение. Все : и дети, и родители, и мы, учителя, – должны чувствовать себя комфортно. Родители могут посетить любой урок, посмотреть, как работают дети, обсудить с учителем учебные вопросы, посоветоваться с ним по поводу выполнения домашних заданий.
В 2011 году я взяла первый класс, в котором было шесть учащихся с абсолютно разным уровнем подготовки к школе, а у некоторых были и достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Пришлось организовывать индивидуальную работу с каждым из моих подопечных. И, естественно, ничего бы у меня не получилось без поддержки моих замечательных родителей. Как-то сразу получилось так, что все мы придерживались одной и той же цели – «учиться, учиться и еще раз учиться», для достижения которой надо было много работать. Поначалу, конечно, было сложно. Притирались характерами, так сказать. Они - ко мне, я – к ним. Помогало то, что мы все были примерно одного возраста, а значит, воспитанные и обученные примерно одинаково. В свое время нам некогда было «валять дурака», мы учились и всего добивались сами. Сойдясь на этом, мы стали претворять в жизнь эту же идею и в отношении наших подопечных, которые подчас пытались всячески сопротивляться. Мы проводили совместные уроки, делились опытом, рассказывали о своих победах и неудачах, о «пятерках» и «двойках» и что нам за это было. Мы ездили вместе каждый месяц в театры и музеи, ходили в кино по выходным и в каникулы, встречали почти все праздники вместе. Катались на лошадях, санках, лыжах, коньках. Разбирали наши «полеты», не жалея времени и сил на это. И …делали это ВМЕСТЕ! Мы помогали друг другу – в учебе особенно. Два года бились за мальчика, который в силу своих физических особенностей не мог держать ручку, и победили! Помогали девочке, которой сложно давалось чтение. И даже в этом родители были всегда рядом – мы вместе воспитывали детей – как не пройти мимо, как помочь другу, как не обидеть своего ближнего, как вместе радоваться чужим победам. Мы стали семьей – вместе гуляли, занимались творчеством (у нас появились даже общие увлечения), фотографировались, дети с родителями часто приезжали ко мне домой, подружились с моей семьей, мы собирались все вместе на чаепития и много разговаривали, играли, смеялись – вместе, что немаловажно, с детьми!!! А на выпускной мы сделали себе подарок – поехали с мамами и детьми в Псков и Пушкинские Горы на два дня. Это незабываемая поездка.
В мае прошел выпускной. Мы расстались. Трое ребят из класса остались в нашей школе, правда, перешли в главное здание на Заневском проспекте, а трое - пошли в другие школы. Но..1 сентября все, как один, вместе с родителями приехали ко мне. Мы не расстались. Мы постоянно на связи – по телефону, по интернету. И так же, как и раньше, собираемся на чаепития, ходим в боулинг и планируем следующие встречи. И что особенно ценно для меня, не проходило и недели с начала этого учебного года, чтобы мне не позвонил кто-нибудь из родителей и не посоветовался по поводу разного рода проблем.
На примере этого класса я поняла, что такое настоящее сотрудничество с родителями. Его не загнать в строгие официальные рамки, не подчинить объективным законам, не ограничить чьей-либо властью. Оно основано на взаимном уважении и доверии. Постоянный обмен мыслями и чувствами рождает желание поддерживать друг друга. Мы, взрослые, сами учились эти годы. Учились быть учителями, родителями, чтобы стать примером для своих детей. А дети, глядя на нас, раскрывались, росли, крепли и духом, и телом. Мы очень старались не отбить интерес к учебе, к школе, пытаясь действовать тактично и мудро. Думаю, у нас получилось.
Сотрудничество учителей и родителей должно быть основано на принципах открытости и вариативности. Цель – доверять друг другу в таком важном деле, как воспитание и обучение ребенка. Нельзя забывать, что у нас единая цель: сделать так, чтобы наши дети росли счастливыми, жизнерадостными, здоровыми, любили и уважали своих родителей и страну, в которой мы все живем.