Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Метод проектов в начальной школе

Антонова Тамара Алексеевна

Глава 1. Общее представление о методе проектов.

1.Введение.

 

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин.

Цель моей методической работы:

1.Показать возможности использования методов проектов в начальной школе.

В связи с поставленной целью выделяю следующие задачи:

1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

2.Рассмотреть проект и его использование в урочном и во внеурочных процессах.

При написании данной работы использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы;

-педагогическая апробация.

         В первой главе даны понятия метода проекта, использование в учебном и во внеурочных процессах.

Во второй главе даётся разработка внеклассного мероприятия с использованием элементов проектной деятельности.

2. Что такое метод проектов?

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности.

Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Что такое метод проектов

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподава­тельскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую дея­тельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах аме­риканских педагогов У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а дея­тельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считав­ших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобре­тением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Бо­лее того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна­тьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось ра­ботой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуж­дена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

      За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гер­мании, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, по­иском активных форм познавательной деятельности школьников.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это совокупность определенных действий, документов, пред­варительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систе­му приемов и способов овладения определенными практическими или тео­ретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы го­ворим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отли­чается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис­полнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию сов­местной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи­зованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проек­тирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования об­разовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.

 

3.Проектная деятельность в начальной школе

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектовявляется педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,

Метод проектов- один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:

  • мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);

Проектную деятельность можно использовать, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Это может быть серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

4. Организация проектной деятельности  в начальной школе.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблемапроекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительностьвыполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

5.Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

1.Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный  проект.

2.Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4.Количество участников проекта.

5.Продолжительность проекта.

6.План работы над проектом

Предварительная подготовка учителя:

(подготовительный этап)

1.Определить тему проекта.

2.Продумать ключевые понятия темы.

3.Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.

4.Представить возможные итоговые работы.

5.Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.

6.Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

 

 

Первый этап.

(проектировочный)

1.Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме

2.Вопросы выносятся на доску.

3.Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.

4.Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.

5.Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.

6.Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

7.Правильно будет вывесить график отчета по этапам.

8.Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет).

9.Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап.

(практический)

Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

1.Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

2.Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

Заключительный этап.

1.Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.

2.Оглашается последовательность выступлений групп.

3.После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

 

 

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

 

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

 

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

 

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

 

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

 

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Для направления деятельности учеников разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю

·     Выбери тему исследования

·     Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

·     Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

·     Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

·     Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

·     Сделай выводы.

·     Оформи результаты своей работы.

·     Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

 

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.


а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.


а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его области применения;
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Введение, постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура? Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа?

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

2, 4, 6, 8.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .

5. Родовидовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Меня давно интересовала работа по проектной деятельности.

В прошлом году я начала  работу над созданием проектов. Работа велась на различных уровнях:

  • учебная работа;
  • внеурочная деятельность.

Использовать ИКТ я стала сравнительно недавно – с сентября 2006 года. В 2004 году я   окончила курсы по компьютерной грамотности, а  в 2005 году проходила  курсы в РЦОКе «Интернет технологии для преподавателя – предметника». Полученные на курсах знания я стала применять на уроках. Сначала использовала мультимедийные энциклопедии на уроках окружающего мира и литературного чтения. Затем стала включать фрагменты своих презентаций – иллюстраций некоторых этапов урока (устный счет, введение нового материала, закрепление материала), затем стала давать уроки – презентации и более широко использовать новые технологии.

Я думаю, все прекрасно знают, что тот, кто владеет информацией, тот и правит миром. И естественно, что тот, кто наиболее умело использует в работе современные информационные технологии, никогда не останется в накладе и не станет аутсайдером в жизни. Как правило, дети  к 9 – 11 годам начинают сами осознавать, что современный мир будущего невозможен без компьютеров.

Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное время заниматься исследовательской деятельностью.

Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:

  • занятости детей во внеурочное время;
  • развития интереса к творческой и исследовательской работе;
  • привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:

  • по количеству учащихся;
  • по времени проведения проекта;
  • по месту проведения;
  • по теме.

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на конкурсах, праздниках, выставках, акциях, конференциях и т.д.

Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:

·         исследовательские;

  • информационные;
  • практико-ориентированные.

Глава 2. Внеклассное мероприятие «27 января – день снятия Блокады Ленинграда». Урок Мужества в 3 классе.

Урок – презентация с использованием элементов проектной деятельности.

Подготовительная работа.

27 января 2009 года наша страна отмечала 65 лет снятия Блокады Ленинграда. За две недели до начала мероприятия в классе началась подготовительная работа. Форма работы – индивидуально – групповая.

Дети изучали историю нашей Родины, историю своей семьи, литературу о тех страшных для нашего города днях. Всем классом посетили Музей Блокады Ленинграда. Самостоятельно были прочитаны произведения о войне.

Стихотворения, которые особенно понравились, ребята выучили. Впоследствии, они были прочитаны на Уроке Мужества перед ветеранами.

Разделившись на группы по интересам, ученики нашего класса выпустили газеты, в которых был использован накопленный ими материал.

Была создана «Книга памяти 4-А класса», в которую вошли имена родных и близких учащихся нашего класса, которые погибли в осаждённом городе, на фронтах Великой Отечественной войны, или пропали без вести.

На праздник пришли бабушки и дедушки, которые были в нашем городе в то страшное время. Всем понравился праздник. Дети старались, взрослые не могли сдержать слёз. Исполнение танца никого не оставило равнодушным, поэтому дедушка и бабушка Славы Степанова тоже стали танцевать.

Такие уроки остаются в памяти и взрослых, и детей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»