Статья
Технология ТРИИК как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников
Ефимова Тамара Ивановна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением»
Адольф Дистервег
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности учащегося. В XXI веке важные изменения происходят в каждой сфере общественной жизни — политической, экономической, информационной, социальной и духовной. Умение учиться самостоятельно становится отличительной чертой нашего времени. Новые стандарты образования акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий, таких как: слушать и слышать собеседника; адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и действовать согласованно; строить монологические высказывания и вступать в диалог.
Основными этапами урока в соответствии с технологией ТРИИК (технология развития информационно интеллектуальной компетентности) являются:
- Этап «Самоопределение в деятельности», где организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.
- Этап «Учебно-познавательной деятельности», где организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.
- Этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности», где учащиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и самостоятельно организуются для выполнения этого задания.
- Этап «Рефлексивной деятельности”, где полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.
В качестве примера я хочу кратко описать свой урок английского языка в 4 классе «A Magic Trip to London”.
Цель урока:
Собрать фактический материал для написания личного письма о Лондоне.
Задачи урока:
1.Формировать навыки говорения
2. Формировать навыки чтения
3. Формировать навыки письма
4. Формировать навыки аудирования
5.Стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка
6. Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу
Планируемые результаты урока:
-личностные
-предметные
-метапредметные
1. Предметные: готовность учащихся написать личное письмо по плану, опыт предметной деятельности по получению и преобразованию нового знания, предметные и метапредметные действия с материалом.
2. Личностные: повышение мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков оценки своего психологического состояния , развитие навыков общения.
3. Метапредметные (с указанием формируемых УУД)
- Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
- Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств; выполнение логических операций
- Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Межпредметные связи:
История, элементы культурологии, лингвистики (синквейны)
Используемые ресурсы:
1. УМК Верещагина И.Н, Афанасьева О.В. "English 4" - учебник по изучению английского языка, который предназначен школьникам 4-х классов общеобразовательных школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.
2. Демонстрационные и раздаточные материалы.
3. Фильм”This is London”.
Оборудование и программное обеспечение
Компьютер, проектор, диск с фильмом, часы, мяч
Используемые виды оценивания:
- Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащихся – использование формирующего оценивания;
- работа над развитием у учащихся способности к самооценке;
- критериальное оценивание.
Этапы урока:
I.Организационный этап
Приветствие, выяснение эмоционального фона учащихся. Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние с помощью смайликов.
II. Актуализация знаний и целеполагание
Постановка учебной цели и выяснение темы урока. Учащиеся получают письмо от девочки Элис, которая мечтает приехать в Лондон. Она хочет посмотреть достопримечательности Лондона, и просит ребят рассказать об этом прекрасном городе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, которые помогают им осознать тему урока, цель, и предложить пути достижения этой цели.
III. Учебно-познавательная деятельность.
С помощью учителя учащиеся работают с кластером. Учащиеся читают письмо, которое пришло к ним на урок, и выделяют главные вопросы. Ребята работают над грамматическим материалом, играют в мяч для повторения лексики по теме «London», разгадывают загадки, составленные учащимися прямо на уроке, работают с картой Лондона и картинками – достопримечательностями Лондона.
IV. Новый фактический материал:
Учащиеся выполняют различные виды заданий:
- просмотр видео (задание matching);
- физкультурная пауза (Action Song ‘London Bridge is falling down’);
- презентация London Zoo, подготавливающая учащихся к восприятию незнакомого текста по теме «London Zoo», (Задание - Put the sentences in the correct order).
V. Обобщение материала. Учащиеся работают над составлением синквейна (с опорой на частично-составленный образец) для описания своего видения Лондона.
VI. Домашнее задание. Учащиеся работают с универсальной схемой написания личного письма. Учитель предлагает 2 варианта написания письма и еще одно творческое задание для желающих.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке, оценивание.
Учащиеся работают со смайликами, сообщают свои впечатления. Осуществляют самооценку, отвечая на вопросы в таблице. Учитель оценивает работу учащихся.
Вывод о результатах моей работы.
Работа с младшими школьниками по технологии ТРИИК в течение двух лет дала положительные результаты, способствуя:
- развитию познавательного интереса к изучению английского языка;
- активному приобретению знаний
- формированию самостоятельности и творческой активности учащихся.
Используемая литература: 1.Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие/ Л.Г.Панфилова, Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон. - В.Новгород, 2010 2. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Каро, Санкт-Петербург, 2012 |