Оценочная деятельность учителя и развитие умения контрольно-оценочной деятельности у школьников
Белкина Елена Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №515
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Всероссийский семинар " Оценочная деятельность учителя и развитие умения контрольно-оценочной деятельности у школьников"
Уже 10-й год я преподаю по Образовательной системе "Школа 2100", в которой технология оценивания образовательных достижений учащихся была более полно раскрыта в методических разработках преподавания учебных предметов.Цель оценивания в рамках данной Образовательной системы-обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной системы "Школа 2100".
Основными задачами оценочной деятельности я считаю развитие у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий,контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.Так как в рамках школьной программы невозможно дать наиболее полный материал по предмету, задача учителя стоит в умении оценить, насколько учащиеся овладели умениями по использованию знаний. Учитель должен мотивировать своих учеников на успех, избавив от лишних страхов и волнений перед школьным контролем и оцениванием.Сейчас на первое место выходят задачи сбережения психического здоровья детей. В рамках программы "Школа 2100" внедрён целый технологический пакет, обеспечивающий технологию контрольно-оценочной деятельности соответствующими материалами: 1)рабочий журнал учителя в Образовательной системе "Школа 2100" ( перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения, партфолио учеников),2)дневники школьника для начальной школы,3)сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований (необходимый уровень, программный уровень, максимальный уровень),4)электронные приложения к учебникам "Школы 2100", включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.Особую важность среди перечисленных выше инструментов хочется остановиться на дневниках школьника, куда включены таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, а самое главное-развитие умений самоконтроля и самооценки.Для меня оценочная деятельность учителя представляется в виде особой технологии действия в ситуациях оценивания. Поэтому я стараюсь донести до учеников общие правила действия для каждого вида случаев: "что оценивать", " кто оценивает", " где фиксировать результаты", " по каким критериям оценивать". Данная технология позволяет мне добиться от своих учеников умения самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности..Родители могут отследить реальные успехи и достижения своего ребёнка, а также увидеть над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Таким образом , у учеников возрастает сознательное отношение к учебной деятельности, понимания целей обучения. Мне очень жаль, что на следующий год мои будущие первоклашки будут обучаться уже совсем по другой Образовательной системе .Программа "Школа 2100" показала себя с лучшей стороны- результаты говорят сами за себя!