Универсальные учебные действия и способы их формирования у первоклассников
Альгпеус Евгения Викторовна,
учитель начальных классов
Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Появились новые социальные запросы, а именно переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, требующему от подрастающего поколения как общекультурного, личностного, так и познавательного развития.учитель начальных классов
«В советском обществе был востребован работник-исполнитель.
Современное общество требует созидателя, творца».
Исходя из этого, ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Итак, личностные результаты на этапе обучения в начальной школе.
«Личностные результаты
(умения самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)»
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) |
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе) | Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:
- общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п.;
- важности исполнения роли «хорошего ученика»;
- важности бережного отношения к своему здоровью;
- важности различения «красивого» и « некрасивого».
Постепенно понимать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих».
Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие».
Объяснять самому себе, какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что - нет (результаты).
Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Объяснять, что связывает меня с моими близкими, друзьями, одноклассниками; с народом, Родиной; со всеми людьми; природой.
Выбирать поступок на основе известных и простых, общепринятых правил поведения.
Признавать свои плохие поступки.
Регулятивные УУД
(умения организовывать свою деятельность)
Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) |
Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
Умения первоклассника.
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию.)
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
(умения результативно мыслить и работать с информацией)
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, делать предварительный отбор источников информации для поисков знаний, добывать новые знания разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
Познавательные УУД первоклассника
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их темы.
Коммуникативные УУД
(умения общаться, взаимодействовать с людьми)
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
Коммуникативные УУД первоклассника
Оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
Учитель------------- ученик (диалог в большой группе).
Ученик ------------- ученики (диалог в небольшой группе).
Ученик ------------ ученик (диалог в паре).
Критериями оценки сформированности УУД учащихся являются:
Соответствие психолого-возрастным нормативным требованиям, которые формулируются для каждого вида УУД с учётом определённой стадии их развития.
Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Для достижения новых результатов образования должен быть изменён и учебный процесс, и технологии обучения.
В заключении, надо сказать, что средством формирования УУД служит технология проблемно-диалогического обучения. Учитель на уроке – режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения нового сменился на этап «открытия нового знания» самим учеником. Репродуктивные вопросы – на продуктивные задания - получение своего собственного продукта – вывода, оценки.