Перспективность дистанционного обучения
в начальной школе
Федорова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №282
с углубленным изучением французского языка.
Аннотация.
Данная статья посвящена изучению вопроса перспективности дистанционного обучения в начальной школе. В статье ставится задача выяснить, актуально ли дистанционное обучение для детей младшего школьного возраста, решение проблем тех ребят, которые по разным причинам не могут посещать обычные школы; недостатки и достоинства дистанционного метода обучения в начальной школе и выводы о перспективности данного направления.
1.1 Существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. К сожалению, даже дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, используют метод дистанционное обучения.
В начальной школе есть группа учащихся:
· - дети, которые не могут посещать школу в связи с особыми ограничениями, связанными с болезнью;
· - дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний;
· - дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
С каждым годом таких детей становится всё больше и они требуют создания особой образовательной среды, индивидуального подхода в процессе обучения.
1.2 Дистанционное обучение предполагает систему с использованием компьютерных телекоммуникаций и новейших информационных технологий. Дистанционное обучение открывает новые возможности, расширяет и информационное пространство, и информационную сферу. Одно из основных преимуществ работы в Интернете — это развитие у ребёнка творческой и поисковой деятельности. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в начальной школы позволяет сделать обучение более эффективным. Система ДО позволяет приобрести необходимые навыки и знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в Интернет.
Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов сетей. При такой организации есть возможность использовать новейшие средства +технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
1.3 Характерные особенности дистанционного образования:
· «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
· «Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) которая освоена обучающимся, адекватена по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
· «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
· «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
· «Асинхронность». В процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
· «Охват». Количество обучающихся не является критичным параметром.
· «Рентабельность». Экономическая эффективность дистанционного образования.
· «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
· «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.
· «НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
· «Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
· «Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.
1.4 Принципы и средства дистанционного обучения.
Принцип интерактивности. ( Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.)
Принцип стартовых знаний. ( Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. )
Принцип индивидуализации. (Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительный учебный материал, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.)
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. (Этот принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования, выглядит следующим образом:
·· печатные материалы - 40:50%,
·· учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%,
·· компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%,
·· другие средства- 5:20%.)
Структурные элементы занятий:
· лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);
· изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);
· самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме;
· коллективная проектная работа;
· индивидуальная проектная работа;
· тренировочные упражнения;
· тренинг с использованием специальных обучающих систем;
· контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);
· консультация.
Структура учебно-практического пособия по дисциплине, предназначенного для дистанционного пособия, должна включать в себя следующие разделы: введение в дисциплину, учебная программа по дисциплине, цель и задачи изучения дисциплины, методические указания по самостоятельному изучению курса, оглавление, основное содержание по разделам, тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга, итоговый тест, практические задания для самостоятельной работы, тематика для небольших научно-исследовательских работ, толковый словарь терминов, список сокращений и аббревиатур, заключение, список литературы.
Использование ЦОРов в дистанционном обучении:
· во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
· во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
· в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
· в-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
· в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
К сожалению, говоря о дистанционном обучении в начальной школе, нельзя не сказать о недостатках этого метода. Основной из них заключается в том, что такой способ получения знаний подходит далеко не всем детям. Он требует определенной ответственности и самомотивации, а их недостаток наблюдается у большинства школьников 1-4 класса. К счастью, эта проблема решается жестким контролем со стороны родителей.
· Еще один минус – необходимость качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.). К сожалению, доступны они далеко не всегда и не всем.
· Третьим же недостатком можно считать нестандартность данного подхода, что может вызвать определенные сложности у детей младшего школьного возраста.
Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать выводы о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа. Большое количество исследований и практик также должно привести к тому, что недостатки дистанционного обучения в начальной школе будут минимальными, зато его положительные стороны послужат решением множества актуальных сегодня проблем.
С одной стороны, дистанционное обучение требует специфических навыков: ставить цель, планировать свою работу, выделять главное, отслеживать результаты, оценивать результаты. Этими навыками дети еще не владеют. Поэтому в процессе обучения необходима постоянная помощь наставника, который обучал бы базовым способам учебной работы и сопровождал индивидуальный образовательный маршрут. Это не обязательно учитель. В этой роли могут выступать и родители, которые заинтересованы в успехах ребенка.
Следующей трудностью является то, что это процесс трудоемкий для учителя. Он требует больших затрат времени, более тщательной подготовки, личную заинтересованность.
Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.
Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным темам. Поддержка домашней работы, построенная на использовании ДОТ.
В основе построения Cтандарта в целом лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. И я считаю, что дистанционные формы обучения в скором времени станут просто необходимостью.
Приобщайте своего ребенка-школьника к такому удобному, современному способу обучения, как ДО и его успеваемость порадует вас! Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в усвоении общеобразовательных материалов.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и в целях создания условий для получения образования детьми-инвалидами, по состоянию здоровья не имеющими возможности посещать общеобразовательные учреждения, позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни, получить качественное образование.
Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в усвоении общеобразовательных материалов.
Список литературы.
Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3
Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm
Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994г
Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\\ ДО. -№1,-1998
Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2. С. 69
Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
Список использованных источников:
1. http://www.mos-cons.ru/file.php/1/dist_obuchenie/dist_obuch_inv.htm
2. http://distancionnoeobuchenie.com/distancionnoe-obuchenie-detej-invalidov/
3. http://mon.gov.ru/dok/akt/6311/
4. http://www.nachalka.com/node/832
5. http://festival.1september.ru/articles/591796/
6. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-321
Минаева Е.Г. Преимущества и недостатки дистанционного образования. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obraz
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm