Значение игры в обучении
и воспитании младших школьников
Филенкова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД школы ГБОУ №341
Санкт-Петербурга
Игра способствует разрешению проблем личностного развития учащихся, формированию нравственно и физически здоровой личности ребенка.
Способствовать развитию познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке.
Содействовать интеллектуальному развитию детей (развитию у воспитанников внимания, памяти, логики, творческого воображения, вербального интеллекта и т.д.); Содействовать развитию креативности (творческого начала).
Содействовать развитию мыслительных и коммуникативных навыков ребенка; Содействовать приобщению к культурным традициям русского народа, народов мира; Содействовать организации досуга детей. Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую и женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов. К.Д.Ушинский
«Игра – это искра, зажигающая в детях огонек пытливости. Мы, взрослые, часто забываем о том, что может помочь нам в воспитании детей, научить нас знать и понимать друг друга. Чему только не учат ребенка – иностранным языкам, музыке, танцам, общению с компьютерной техникой, но редко кто из педагогов учитывает то, что путь к душе растущего человека лежит через игру». В.А. Сухомлинский
«Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». В.В.Давыдов
Игры могут быть:
Творческие с правилами (дидактические)
Настольные;
Подвижные игры;
Компьютерные;
Ролевые;
Игры–состязания;
Компьютерные;
Типы игр: Игры - состязания Особенности:
Занимательность – средство привлечения внимания;
Привлекают много участников;
Могут быть коллективными (КВН)
Индивидуальными (викторины, «Аукцион знаний»)
Подвижные игры
Назначение: средство физического воспитания (активные двигательные действия, направленные на достижение условной цели. Творческое решение ситуаций, коллективный характер действий Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на: Предметные ( дидактические материалы, игрушки).Настольно печатные и логические ( лото, домино, разрезные карточки).Словесные ( игры – загадки, задачи, предложения, игры-путешествия, игры – упражнения). Учебно-дидактические игры имеют свои особенности:
٭ творческую атмосферу;٭ свободу от шаблонов;٭ раскрепощает творческие резервы человеческой психики;٭ создает ощущение спокойствия;٭ облегчают межличностное общение.
Назначение: Развитие познавательных способностей у школьников ( восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности).Закрепление знаний, полученных на уроках. Положительное и отрицательное в дидактической игре ПоложительноеАктивизация внимания детей.Расширение кругозора.Развитие интереса.Развитие творчества, фантазии.Воспитание некоторых нравственных качеств.Создание повышенной мотивации к урокам.Формирование коммуникативных качеств.Нет ни одного «зевающего». Отрицательное1. Часто игровой азарт заслоняет познавательные цели. 2. Требует значительных затрат времени и усилий при подготовке . Игра имеет свою структуру: ٭цель ( игровая и учебная);٭ средства;٭ процесс игры;٭ результат. Памятка к организации игр Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.Конец игры должен быть результативным, четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным.
Список использованной литературы.
1. Григорьев Г. Д. «Игровая деятельность на уроках в начальной школе»
2. Л. А. Паладий «Игровой момент на уроке»
3. С. А. Трибушная «Учимся играя»