Инновации в работе учителя начальных классов
Ковалева Людмила Всеволодовна
Возникающая потребность в инновациях возникает в период разрешения какой-либо проблемы и создается противоречие между желаемым и полученным результатом. О школьных учреждениях, занимающихся нововведениями, говорят, что проводится работа в режиме развития. Таковым является и наше учреждение. Динамика развития деятельности образовательного учреждения по внедрению и реализации современных программ и технологий состояла в их введении в образовательный процесс. На обсуждение было выдвинуто много точек зрения, взглядов на эффективность используемых технологий. Необходимо отметить, что стремление учителей изменить содержание деятельности выразилось в применении разнообразных инновационных технологий развития, образования и новому подходу к воспитанию детей. Проводимая диагностика деятельности педагогов показала, что большинство из них ориентируют свою деятельность и на результат, и на творческий процесс. Педагоги реализуют личностно-ориентированную модель образовательного процесса. А она, в свою очередь, направленна на развитие личностных способностей: стойкого и высокого интереса, растущей мотивации, произвольности когнитивных психических процессов: внимания, мышления, воображения. Педагоги адекватно оценивают результаты своей деятельности, стремясь строить работу с учетом анализа и перспективного прогноза, используют разнообразные методы и формы воспитательной и учебной деятельности.Следует отметить, что за последние годы система обучения и воспитания претерпела большие изменения, коснувшиеся целей, задач, содержания и педагогических технологий. Личность ребенка поставлена в центр школьного мироздания. Творческие педагоги органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения детей самостоятельно добывать знания, оценивать жизненные явления, успешно выстраивать личный маршрут развития.
Инновации в области обучения и воспитания зависят, прежде всего, от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности осваивать новые технологии и работать современно и мотивационно. Очень важны индивидуальные особенности личности учителя-творца: 1) общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы; 2) креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях; 3) постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий; 4) знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы; 5) уверенность и ответственность за порученные дела; 6) способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
В своей деятельности в образовательном процессе. я активно использую инновационные технологии. Примером внедрения инновационных форм и методов является:
-применение информационно-коммуникативных технологий;
-применение методов проектной и исследовательской деятельности;
-работа экспериментальной площадки по работе с семьей;
-создание портфолио педагогов и учащихся.
Считаю внедрение вышеуказанных инновационных технологий в УВП очень актуальным, так жизнь стремительно развивается, неотъемлемой частью бытия становятся информационно-коммуникационные технологии, которые широко внедряются в школьное образование. Остановимся поподробнее на каждой из инноваций.
1. Использование ИКТ в образовательном процессе.
Я убеждена, что необходимо широко использовать ИКТ, т.к. их возможности в организации образовательного процесса велики:
- повышают и стимулируют интерес учащихся, благодаря мультимедийным технологиям;
- активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
- позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
- позволяют индивидуализировать воспитание;
- предоставляют обучающимся возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в сети Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев; предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
- создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
- формируют умения находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать найденный материал, осмыслить и оценить проделанную работу.
- позволяют обучающимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать собственное мнение, строить устное высказывание, публично представлять результаты своей деятельности, совершенствовать монологическую речь.
Использование ИКТ в образовательном процессе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.
2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
В настоящее время в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков обучаемых; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельного добывания и использования новых знаний; развитие критического мышления.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических данных, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. В настоящее время индустриальное общество уступило место информационному обществу. Во всех сферах деятельности человека возросла роль информации, умения ее находить. Нам необходимо научить учеников самостоятельной ориентации в большом потоке.
Эффективность воспитательного процесса зависит от уровня включенности участников в процесс, а основным фактором является личностная включенность ученика. Используя информационные технологии, проектную деятельность, можно добиться этой включенности.
Участвующие в проектной деятельности обучающиеся становятся независимыми, принимают самостоятельно решения, судить о своей деятельности, участвовать в поиске текстовой, видео информации в Интернете, электронных справочниках, энциклопедиях, фонотеках, видеотеках. Роль педагога в проектной технологии очень велика. Именно от него зависят и процесс, и результаты. Поэтому руководитель проекта должен уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Внедрение проектной технологии в практику воспитательной работы - одно из важнейших направлений современного образования.
3. Создание портфолио учащихся.
Портфолио (портфель достижений) – это набор различных материалов, показывающий достижения школьника в разных областях. Учащимися и педагогами разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам их достижения. Сложившийся опыт показывает, что портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Акцент делается на становление ученика как личности: оценка уступает место самооценке, контроль- самоконтролю.
Создавая портфолио учащегося начальных классов, педагоги и родители стремятся построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию документа. По мере взросления ученика изменяется и его портфолио. Ценность портфолио в способности повышения самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации творческого роста.
Занятия с использованием передовых технологий стали привычными для учащихся школы, а для учителей- нормой работы, что является важным результатом инновационной работы педагога.
Таким образом, внедрение инноваций позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него всех участников образовательного процесса, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление учеников.